Если рассматривать четырехсекторную интегральную модель (AQAL) Кена Уилбера (см. Рис.1), то имеет смысл подробно остановиться на ВерхнеЛевом секторе (квадранте) «Я» (индивидуальное внутреннее) – собственные мысли, чувства, ощущения. Конечно, это будут субъективные оценки, оценки из моего «Я».
Рисунок 1
В Интегральной модели мы встречаемся с понятиями линий и уровней развития.
Линии развития
«Люди обладают целым рядом интеллектов, как, например, когнитивный интеллект, эмоциональный интеллект, музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и т.д. Большинство людей хорошо преуспевают в одной или двух способностях, но плохо в других. Это не обязательно (и даже не как правило) плохо: часть интегральной мудрости состоит в том, чтобы найти, в чём человек преуспевает и, тем самым, где он лучше всего может предложить миру ценнейшие из своих даров….
В число различных множественных способностей человека входят: когнитивная, межличностная, моральная, эмоциональная и эстетическая. Почему мы называем их ещё и линиями развития? Потому что эти способности демонстрируют рост и развитие.» Кен Уилбер, Интегральное видение.
Уровни развития - «это устойчивые этапы роста и развития. Как только вы достигаете определенной стадии, она становится вашим устойчивым приобретением», Кен Уилбер, Интегральное видение. Существуют различные концепции стадий (уровней) развития. В интегральной модели Уилбера это следующая структура: Малоразвитый, Развитый, Высокоразвитый уровни развития (Тело, Ум, Дух) – развитие Самости от эгоцентризма (мне) к этноцентризму (нам) и к мироцентризму (всем нам).
Я буду сравнивать обучение в двух программах по линиям развития – как продвигает та или иная программа студента по его линиям развития.
Договоримся использовать следующие условные обозначения – Программа 1 – KRI, Программа 2 – Кундалини йога как метод интегративной телесно-ориентированной психологии. Нумерация основана на хронологии прохождения программ.
Физическая Линия развития – осознанность и мастерство существования в кинестетических измерениях собственного тела.
Уровни развития:
Мало Развитый. Находится под влиянием физиологических и эмоциональных импульсов, неспособность к дисциплине
Развитый. Способность заботиться о теле и достигать баланса в поддержании здоровья
Высокоразвитый. Использование телесных практик для углубления эмоционального и духовного осознавания.
Как уже было сказано в учебнике «Йога пытливого ума и мудрого сердца» КЙ дает возможность за короткий период (от полугода до года регулярной практики) достичь высокоразвитого уровня.
Вот что говорит Свами Сатьянанда Сарасвати в своих комментариях к Сутре 43 «Йога сутр» Патанджали: «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения и приходит совершенство тела и органов чувств»:
«Медитация требует, чтобы тело и органы чувств были совершенны. Все органы должны быть здоровы и безупречно работать, иначе медитация нарушается. Может возникать боль в суставах, или в теле могут вырабатываться токсины, вызывающие дискомфорт. То есть те, чье тело нездорово, практикуя медитацию, могут испытывать страдание.»
Если сравнивать две обучающие программы, то физической практике, непосредственно занятиям Кундалини йогой в KRI уделяется намного больше времени. 2-3 крии в день, начиная с Садханы (особенной утренней практики – подробнее о ней говорится в Духовной ЛР) – дают серьезную нагрузку на тело. Для меня стало настоящим открытием, что я могу выдерживать такую нагрузку. Тело перестроилось за несколько дней, и не просто перестроилось, а осталось живым инструментом для эмоционального и духовного осознавания.
Также в программе KRI поддерживается достаточно аскетичный образ жизни – ранние подъемы, особый режим питания, традиция Ишнаан (обливание холодной водой) – все это в сочетании с интенсивными занятиями йогой дает действительно очищающий эффект не только для тела, но и для сознания. Состояние сознания становится все более саттвичным. Что это значит?
В 18-й сутре «Йога-сутр» Патанджали описываются свойства природы согласно классической йоговской философии: «Видимое (дришья) имеет свойства «света», активности и стабильности; это есть природа элементов и органов чувств и в качестве своей цели имеет опыт и освобождение.»
В комментариях к этой сутре Сатьянанда Сарасвати поясняет: «Пракрити (природа) имеет три свойства (гуны): саттву (свет), раджас (активность) и тамас (стабильность). В науке под ними понимают вибрацию, движение и инерцию. .. Вибрация – это саттва, которая обладает неким видом ритма. Движение – это раджас и инерция – тамас. Ритм может быть проиллюстрирован на примере парада на плацу, когда солдаты маршируют в такт. Движение можно представить как передвижение в толпе, происходящее в разных направлениях, - это раджас. Третье – тамас – это стоячая толпа, которая практически не движется. Таким образом, ритм, движение и инерция есть физические свойства природы. Когда существует гармония между раджасом, тамасом, происходит развитие саттвы. Поэтому саттва – это не некая вещь, а эффект от гармонизции остальных двух принципов: движения и инерции в своей собственной природе. Таким образом, гармония раджаса и тамаса дает начало саттве.»
Саттва-Гуна выражает чистоту, ясность, свет, истину, знание, гармонию, равновесие, стабильность, добродетель, спокойствие ума (стремление быть).
Раджас-Гуна выражает желание, страстность, активность (стремление делать), энергию, движение, привязанность, захваченность
Тамас-Гуна выражает невежество, темноту, инерцию, пассивность, тяжесть, материализм (стремление иметь)
Пища, являясь неотъемлемой частью окружающего нас мира, также пронизана Гунами в определенных сочетаниях, где преобладает та или иная из них либо их комбинация. В связи с этим обстоятельством, принимая ту или иную пищу, в нас начинает преобладать та или иная Гуна и ее качества. В Саттва Гуне располагается вся легкая и свежеприготовленная пища. Основными компонентами ее являются овоши, фрукты, зерновые, бобовые, орехи и молочные продукты. Эта пища не порождает лень, чрезвычайное перевозбуждение и не стимулирует разнообразные негативные эмоции.
Можно сказать, что практика йоги (Кундалини йоги в том числе) направлена на изменение качества энергии человека – уровень вибраций поднимается от раджаса и тамаса до саттвы.
«Йога Пытливого Ума и Мудрого Сердца», учебник:«Будхи – безличностный ум, является отражением саттва гуны. Этот аспект универсального разума воспринимает реальность как она есть, делает различия между действительным и недействительным, определяет меру нейтральности, а в оценке ориентируется на Бесконечное»
В Программе 2 тоже очень много внимания уделялось телу, телесным практикам – но разнообразным (не только йоговским) – и здесь задействовались и аналитический ум, и эмоции, и дух. Не было ограничений по питанию и образу жизни, но с помощью интегрального подхода восприятия реальности, развития в гармонии составляющих человеческой личности - Я-материального (Тамас-Гуна, Манас-ее отражение)) и Я-Социального (Раджас-Гуна, Аханкар-ее отражение) активизировалось Я-Духовное (Будхи, отражение Саттва гуны).
В этой программе важным стало обязательное посещение классов йоги между модулями (в KRI этого нет). Такое условие не дает расслабиться в хорошем смысле, поддерживает регулярную практику, внутреннюю и внешнюю дисциплину.
Практика 40-дневной крии есть и в Программе 1 – начиная с первого модуля и далее в двух перерывах между модулями, и в Программе 2 – один раз, в середине программы. Хочется отметить, что для физической линии развития очень важным является написание Эссе по итогам крии – это действительно важное и необходимое действие в продвижении к эмоциональному и духовному осознаванию через собственное тело.
Мне было любопытно рассмотреть, что эти два разных подхода, используемые в двух программах, приводят к высокоразвитому уровню развития физической линии.
3.2. Когнитивая Линия Развития
Способность обучаться, анализировать, интерпретировать и принимать решения, используя идеи, концепции, ментальные конструкции и интуитивное понимание.
Малоразвитый: Преоперационное и конкретное мышление
Развитый: Рациональность, разумность и логический ум
Высокоразвитый: Визионерская логика, системное мышление и диалектическое понимание
Я могу сказать про себя с убежденностью, подтвержденной многолетним опытом – я очень люблю учиться. В свое время, после института, мне казалось, что формально учиться уже нечему, но тем не менее я постоянно находилась в процессе обучения – будь то курсы кройки и шитья, или английского языка, или программирования. И как только я занялась йогой – появилось огромное поле для продвижения по когнитивной линии развития. Но с практикой йоги (возвращаясь к началу диплома) я на некоторое время оставила чтение книг и изучение чего-либо для получения чистого собственного опыта. И когда я столкнулась с первым серьезным опытом интеграции в моей жизни (см. Интерперсональную ЛР), мне стало понятно, что я могу в свою жизнь возвращать мою любимую когнитивную ЛР –я смогу продвигаться уже по нескольким линиям развития одновременно (как жонглер, которому постепенно подбрасывают все новые и новые предметы).
Во время прохождения KRI движение по когнитивной ЛР было довольно слабое, по сравнению с Программой 2. Правда, по окончании KRI, для меня движение по Когнитивной ЛР началось снова – когда я начала пробовать новые виды практик, а потом вернула себе книги, музыку, театр.
В программе 2 Когнитивная линия развития представлена очень широко, что меня очень порадовало. Я опять начала читать специальную (не только художественную) литературу. Для меня открылся целый мир психологии, анатомии, философии – конкретные названия книг, авторы – обширный горизонт для саморазвития.
Важной и интересной стала самостоятельная работа по составлению словаря психологических терминов – это яркий пример движения по когнитивной ЛР.
3.3. Этическая Линия Развития
Способность принимать решения в согласии с потребностями и интересами других людей, исходящая из устремления к высшему благу.
Малоразвитый: «Кнут и пряник»
Развитый: Межличностное согласие, «закон и порядок»
Высокоразвитый: Социальный контракт и универсальные этические принципы
Давайте обратимся к определению Этики.
«Этика - наука, высшая теория управления обществом и человеком. Этика прошлого – это некий практический компромисс жизни между внешним и внутреннем отношением людей. Этика – неявное отражение в сознании людей иерархии Критериев Природы, от которых в силу свободы выбора у человека выбор постоянно от неё отклоняется, однако со временем всё ближе и ближе приближаясь к Духовной Этике. В Этике нет запретов, есть выбор. Поэтому человек этический получает, как это ни парадоксально, большую свободу выбора, чем человек неэтический.
Этика восходит к Любви. Если подобного не наблюдается, то человек или общество постепенно уходят к психической болезни души, которая оказывает своё разрушительное действие на весь организм в целом.»
Г.Мир. Краткий критериологический словарь, 2002 г.
«Логика исторического развития основных этических идей показывает последовательные и обоснованные попытки исследования сущности морали как уникального духовно-практического феномена предельной степени сложности. Интегральные характеристики морали связаны с идеями абсолютной ценности жизни, самоценности индивидуальности, свободой выбора приоритетов в социодинамике культуры, долженствования, альтруизма, любви, самоидентификации, драматического поиска и обретения смысла жизни.»
Н.Г. Севостьянова (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г. )
Программа 1
В рамках этой программы много говорилось об этике профессии Учителя Кундалини йоги. Многие из этих этических норм пересекалось с моими личностными ценностями.
«КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ УЧИТЕЛЯ КУНДАЛИНИ ЙОГИ
Как учитель Кундалини Йоги, я принимаю Кодекс профессиональных стандартов, определенных для всех учителей Кундалини Йоги.
ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Учитель ответствен за сохранение профессиональных отношений с учениками. Это также относится к любому, кто помогает Учителю или участвует в связанной с ним деятельности.
1. Учитель принимает во внимание доверие учеников и уникальную силу отношений ученика и учителя. Учитель избегает таких отношений с учеником, которые могли бы отрицательно сказаться на профессионализме его суждения. Учитель не использует отношения с учеником ради личной выгоды.
2. Сексуальные отношения с учениками противоречат преподавательской этике, даже если сам ученик является инициатором таких отношений. Под поведением сексуального характера также подразумеваются открытые или завуалированные соблазняющие слова, намеки, жесты и т. п.
3. Учитель не допускает оскорблений, грубых слов и действий, преследований, давления и принуждения со своей стороны в адрес учеников, настоящих или бывших.
4. Учитель проявляет чуткость и уважение к моральным, социальным и религиозным взглядам учеников и избегает попыток навязать им свои убеждения.
5. Учитель осознает, что является проводником Учения, а не его источником.
6. Учитель стремится выстроить связь учеников с Учением и с их душами, а не со своей личностью. Учитель никогда не выдает себя за «гуру» и не производит инициации своих последователей.
7. Учитель не пренебрегает учениками и не отказывается от них. Если сохранить профессиональные отношения невозможно, необходимо приложить все усилия, чтобы ученик продолжил обучение у другого учителя.
8. Учитель делает только реалистические заявления относительно пользы занятий йогой.
9. Учитель принимает во внимание, что в отношениях учителя и ученика может присутствовать неравенство сил, даже если ученик уже не продолжает обучение у данного учителя. Поэтому Учитель должен проявлять осмотрительность, вступая в личные отношения с учеником, настоящим и бывшим.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
1. Учитель соблюдает профессиональную тайну относительно всех взаимоотношений с учениками.
СТРУКТУРА КЛАССА
1. Учитель ведет занятие в точном соответствии с тем, как оно было дано Йоги Бхаджаном, за исключением сокращения времени выполнения или использования упрощенных вариантов поз, если это необходимо в связи с физическими ограничениями учеников.
2. Учитель не изобретает новые позы и упражнения и не включает элементы других учений в занятие по Кундалини Йоге.
3. Подтверждая, что мы являемся частью Золотой Цепи Учителей, Учитель начинает каждое занятие пением мантры Онг Намо Гуру Дев Намо как минимум три раза и завершает песней «Пусть Солнце светит над тобой» и мантрой Сат Нам.
4. На занятия Учитель одевает подобающую, скромную, чистую белую одежду.
5. Йоги Бхаджан настоятельно рекомендует Учителям во время преподавания покрывать голову белой натуральной тканью, в целях обеспечения личной защиты и достижения духовного подъема при работе с мощными энергиями, приходящими в движение при ведении занятия по Кундалини Йоге.
6. Учитель всегда подготовлен к занятию и не опаздывает.
7. Учитель отдает должное традиции почитания священности учения йоги и рекомендует ученикам предложить плату за каждое занятие.
РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ
Целью установления следующих правил является обеспечение поддержания высокого качества преподавания и презентации Учения, а также предупреждение возможных судебных исков, основанием для которых могут стать наши действия, высказывания, либо изготовленная нами печатная продукция.
1. Учитель не делает ложных заявлений о своем профессиональном уровне или принадлежности к каким-либо организациям, якобы обеспечивающим ему/ей спонсорскую либо сертификационную поддержку.
2. Объявления и брошюры должны описывать наши услуги точно и с достоинством. Эти материалы не должны содержать преувеличенных заявлений о пользе занятий йогой.
3. Учитель не делает публичных заявлений, содержащих ложные, мошеннические, искажающие реальность и несправедливые утверждения, а также любые заявления, позволяющие ему эксплуатировать страхи, опасения или эмоции учеников.
4. Учитель представляет самого себя, организации IKYTA, KRI, 3HO и Йоги Бхаджана правдиво и точно во всех ситуациях публичного общения, следуя периодически публикуемым рекомендациям организаций IKYTA, KRI, 3HO или Йоги Бхаджана для объективного отражения миссии этих организаций в материалах по рекламе и продвижению.
УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
1. Учитель осознает границы своей компетенции и с готовностью расширяет свой профессиональный опыт, включая повышение квалификации и получение сертификационных документов.
2. Учитель стремится повышать уровень своих профессиональных знаний и умений, для того чтобы лучше служить ученикам. Учитель продолжает активную личную практику Кундалини Йоги, улучшает свои навыки, в особенности в соответствии с регулярно публикующимися рекомендациями и требованиями IKYTA.
3. Учитель несет обязательство продолжать свое духовное развитие, и поэтому поддерживает ежедневную духовную практику.
4. Учитель воздерживается от употребления табака, алкоголя или наркотиков (за исключением медикаментов).
5. Учитель придерживается йоговской традиции вегетарианского питания.»
Программа 2
В этой программе тоже глубоко затрагивалась тема этического кодекса профессии Инструктора йоги, все студенты обязательно принимают этот кодекс в конце обучения. Основные пункты этого кодекса: Уважение к Учителям (профессиональная идентификация), Не причинение вреда, Честность и компетентность, Профессиональная ответственность, Уважение к правам и достоинству людей, Ответственность перед обществом; Обязательства перед клиентами: Отстутствие дискриминации, Использование положения и власти, Конфиденциальность, недопустимость Сексуальных отношений со студентами, использование Физического контакта, недопустимость эксплуататорских взаимоотношений, размер Гонораров.
Позже, когда я прочитала Йога-Сутры Патанджали, я нашла много общего в этих этических принципах обеих программ с ямой и ниямой.
Яма и нияма – это названия двух первых ступеней йоги, по классификации, приводимой мудрецом Патанджали. Это первое и основное указание человеку с чего начать путь своей личной эволюции, своего самосовершенствования.
5 правил ямы – это предостережения и указания людям, каких действий и внутренних состояний следует опасаться и избегать, если человек хочет хорошо прожить свою жизнь.
Ямы являются аналогами смертных грехов в христианстве. Любая религиозная и духовная традиция говорит об этих же правилах, указывая людям путь к счастливой жизни.
Правило первое – «Ахимса» - запрет на причинение вреда, насилие, убийство;
Правило второе – «Брахмачарья» - воздержанность и умеренность во всех проявлениях, особенно это касается чувственных удовольствий.
Правило третье – «Астея» - неворовство, запрет на присвоение чужого.
Правило четвертое – «Сатья» - искренность и правдивость по отношению к себе и к другим людям.
Правило пятое – «Апариграха» - не принятие даров, необладание, запрет на желание обладать.
Это очень простые и понятные правила. Самое интересное то, что многие люди интуитивно, на подсознательном уровне, понимают их.
Нияма – вторая ступень йоги. Это наоборот указания человеку на то, что следует включить в свою жизнь, каких правил придерживаться, как строить внутреннюю систему ценностей.
Правило первое – «Шауча» - соблюдение внешней и внутренней чистоты.
Правило второе – «Сантоша» - удовлетворенность; довольство тем, что есть; пренебрежение к неудобствам любого рода.
Правило третье – «Тапас» - самодисциплина, накопление внутренней энергии и направление ее к высшему.
Правило четвертое – «Свадхиайя» - постоянное самообразование, самообучение; развитие ума, интеллекта; поиск новых знаний.
Правило пятое – «Ишвара Пранидхана» - посвящение себя и своих дел Богу.
Что касается моего развития по этической линии развития (не только как учителя) - для меня главное в определении Этики – это свобода выбора. И я могу сказать, что после обеих обучающих программ у меня оставалась свобода выбора. Например, к вегетарианству я пришла не потому, что мне запретили есть мясо, а потому что я сама сделала этот выбор в определенный момент времени. Для меня это вопрос личной ответственности, и совсем не указание учителей на обучающих программах.
3.4. Интраперсональная (эмоциональная) Линия Развития
Эмоциональное само-осознавание, качество эмоциональной жизни, само-регуляция и личностный рост.
Уровни развития:
Малоразвитый: Низкое само-осознавание, смятение в отношении эмоций
Развитый: Достаточно точное понимание способностей и чувств, как собственных, так и других людей
Высокоразвитый: Доверие себе и процессу, оптимистическая и «резонансная» эмоциональность
Программа 1
Будучи по природе человеком очень эмоциональным, йога вообще очень благотворно повлияла на мои отношения с моими же эмоциями. Я научилась с ними работать сначала на базовом уровне, и все время двигаюсь дальше в этом направлении.
На программе KRI, в силу того, как выстроена практика – эмоций высвобождается много. И поскольку пространство безопасное, то такое высвобождение часто приносит облегчение студентам, не принося вред окружающим. У меня на первом модуле обучения работа с телом и душой сопровождалась возмущенным эмоциональным фоном. Но уже на втором модуле я была намного спокойнее, тише - меня не так сильно растаскивали на части эмоции, я даже намного меньше говорила. Могу сказать, что подобные изменения произошли с большинством студентов.
Я это связываю с пережитым личностно-семейным кризисом, и все более укрепляющимся духом – процесс очень похожий на взросление, возмужание. К тому же, когда получаешь большой объем новой, очень сакральной, «высокой» информации, то невозможно его выдержать, усвоить весь сразу – начинаются «пробои» то в одном, то в другом месте личности. У меня эти пробои были в эмоциональной сфере. И только когда эта информация была усвоена, улеглась в моей личностной структуре – тогда эмоции отошли на задний план.
С этой же линией развития связан мой личностный кризис-кризис семейных отношений (смотри интерперсональную ЛР) Мне нужно было вырасти, измениться по отношению к своим близким, сохранив себя, свою структуру целой. Кризис проявился в том, что когда меня поставили перед выбором – или йога, или семья, мне стало по-настоящему страшно - я испытывала серьезные сомнения в йоге как учении, в истинности намерений даже самых близких учителей. В какой-то момент я действительно подумала, что йога и вообще понятие духовности – это мировой заговор против обычных людей, для того чтобы разрушить их семьи и извлечь у них деньги. Но при всем при этом я не могла не помнить о том истинном ощущении пробужденности в самом начале Пути – когда я сказала себе, что никогда не забудусь сном снова. Беда была в том, что я не могла оставаться прежней в семейных отношениях - я уже вылезла из своей старой шкурки как змея, и при этом то, куда я шла – пугало туманностью и нечестностью намерений – заползать было некуда. Этот кризис сопровождался постоянной физической болью – я буквально задыхалась, мне стискивало сердце так, что я несколько раз собиралась идти к врачу, но не знала – как мне сказать о причине такой боли. И совсем не было сил, энергии.
Я оказалась не просто повисшей в воздухе, а расплющенной между двумя реальностями, в безвоздушном пространстве. Причем выбор какой-то одной из них был для меня невозможен. В таком состоянии я пробыла около двух месяцев… Какое-то время мне казалось, что выход только один – исчезнуть, уйти, потому что терпеть сил не было. Что меня спасло, вывело из кризиса? Интеграция этих двух состояний в своей жизни! Я уже упоминала про Психотерапию, которая помогла мне остаться в семейных отношениях. Остаться в йоге мне помогла групповая Садхана(см. Духовную ЛР). Я приходила на нее и делала ее для себя, удерживала слабую связь со своим Высшим Источником, несмотря ни на что. На Садхане оказалось же, что у многих моих сокурсников очень похожие проблемы, и так постепенно я стала выбираться из своего раздавленного состояния, стала интегрировать две реальности в одной моей жизни. Сейчас я вспоминаю этот очень нелегкий период в моей жизни с большой Благодарностью – это был уникальный, бесценный опыт – первый серьезный опыт интеграции.
Что касается Программы2, Интраперсональная линия развития на мой взгляд представлена более широко – очень много времени уделялось эмоциональному само-осознаванию, качеству эмоциональной жизни, само-регуляции. Здесь я получила конкретные инструменты и отработанные навыки для работы с эмоциональной сферой. Причем, для распознавания и регуляции как своих эмоций, так и понимания способностей и чувств других людей. Мне это очень пригодилось в практике преподавания.
Практика разбора крии – с описанием линейки чувств и эмоций в терминах –очень важна для продвижения по этой линии развития.
3.5. Интерперсональная (Межличностная) Линия Развития
Способность принимать во внимание чувства и использовать рациональные навыки для эффективного взаимодействия с другими людьми.
Уровни развития:
Малоразвитый: Избегание конфликтов или вовлечение в них без необходимости. Недостаток доверия.
Развитый: Способность принимать обратную связь и собственные ошибки, способность «исправлять» отношения
Высокоразвитый: Вдохновение через общее видение, установление прочных свящей, культивирование сети взаимоотношений.
Программа 1
На этой линии развития один из главных моментов – это то, что я нашла свою «стаю» в лице сокурсников и учителей. Если до этого мои контакты со студентами на классах и учителем были редкими, то обучение дало возможность погрузиться в новый круг общения, круг людей, близких по Духу. Я нашла место, где можно на 100% быть самой собой, не боясь открываться. Место, где ты можешь делиться новыми ощущениями, тебя понимают и принимают.
«… Когда особый вид человеческой душевности – его инстинктивная и духовная суть – встречает душевное признание и принятие, человек как никогда ощущает жизнь и энергию. Обретя свою душевную семью, человек обретает жизненную силу и чувство принадлежности.» Кларисса Эстесс, «Бегущая с волками»
Однако, стоит отметить, что год учебы перемежался перерывами между модулями, когда студенты из своей «стаи» возвращались в социум. И здесь достаточно сложно развивались отношения с окружающими – семьей, работой. Каждый модуль обучения давал глубокое погружение в Учение, очень менял людей, - и возвращение в социум, другой мир было практически для всех болезненным, нужно было перестраиваться и адекватно вести себя с окружающими, сохранив новое внутреннее содержание. И, конечно, социум замечал изменения в новых нас, даже на тонком, энергетическом уровне – и не всегда это новое звучание воспринималось позитивно. Я на собственном опыте столкнулась после первого же модуля обучения с резко негативной реакцией семьи на мое новое звучание. Хотя в моем поведении и укладе жизни ничего не изменилось, я отдавала семье не меньше, а даже больше (и физических, и душевных сил) - моя семья категорически восстала против моих занятий йогой, а тем более обучения. Вплоть до выбора между семьей и йогой. Эта реакция застала меня врасплох, я не понимала, что происходит, почему мой рост вызывает негативную реакцию у близких, любимых людей. Этот конфликт перерос в очень серьезный личностный, семейный кризис. После болезненных попыток достучаться, объяснить, зачем мне нужна йога – я поняла, что близкие БОЯТСЯ меня новую, боятся ПОТЕРЯТЬ меня привычную. Они ЛЮБЯТ меня, и пытаются уберечь меня от потенциальной опасности! И негатив с их стороны – это страх перед неизвестным, даже в благом обличье. Осознание этого дало мне возможность встать на их позицию, и поговорить с ними исходя из нее, без ультиматумов. Кризис длился почти 2 месяца, в результате чего был осуществлен очередной квантовый скачок, уже совместный – всей семьей на новую орбиту в отношениях. На этот раз изменения коснулись целой системы – моей семьи. И на этой новой орбите мои отношения с близкими приобрели еще одну степень свободы, а я проработала для себя страх перед расставанием и потерей отношений.
Еще один момент, о котором я бы хотела упомянуть – он очень тесно связан с интраперсональной ЛР.
В детстве и юности я несколько раз сталкивала с тем, что мою Природную самость пытались переделать, приручить авторитетные люди – воспитатели, учителя, преподаватели. И, надо сказать, им это удавалось. Эти люди, у которых были другие ценности, переделали меня, заставив жить по их правилам. А я стала воспринимать свою непохожесть на людей из их стаи как свой личный изъян. «Когда это происходит, мы видим женщин, готовых извиняться даже за то, что они ступают по земле. Мы видим женщин, которые боятся просто сказать «Нет, спасибо» и уйти. Мы видим женщин, которые снова и снова выслушивают тех, кто внушает им, что у них мозги набекрень, не понимая, что коты не плавают, а курицы не ныряют.» Кларисса Эстесс, «Бегущая с волками»
Так вот, в ситуации личностного, семейного кризиса мне впервые удалось сказать твердое «Нет», сохранить и отстоять свою Самость, но при этом остаться в социуме – и не просто остаться, а вырасти в нем вместе с остальными. И в этом мне помогла в том числе энергия «стаи», сила духа.
Этот кризис – кризис отношений затронул почти всех студентов нашей программы. Не все смогли удержать отношения, по разным причинам.
И здесь я не могу не сказать о важности психотерапии во время таких активных трансформаций личности. Без Психотерапии я не смогла бы преодолеть этот и другие личностные кризисы, так как все они так или иначе связаны с теневыми аспектами. Кен Уилбер очень точно говорит об этом: «Раньше считалось, что при помощи одной медитации можно раскрыть или «снять вытеснение» с большинства типов бессознательного теневого материала. Однако спустя несколько десятилетий в течение которых люди занимались медитацией, миллионы теней так и остались нетронутыми. Был проведен поиск причин этого явления, и решающим фактором, судя по всему, является то, что, если вы в точности не знаете, что искать, панорамное сознавание во время медитации становится слишком рассредоточенным для того, чтобы добраться до конкретных теневых элементов. Для этого необходим лазер психотерапии» (Кен Уилбер, «Интегральное видение»)
В рамках программы KRI классические психотерапевтические консультации не были предусмотрены, но я от души благодарю наших учителей, которые всегда приходили на помощь, если за ней обратиться, так как многие из них имеют соответствующий профессиональный опыт. Т.е. между модулями студенты не чувствовали себя брошенными со всеми своими проблемами в социуме, всегда можно было позвонить или встретиться с любым из учителей программы и задать свои вопросы, поделиться наболевшим.
Программа 2
Во время обучения, особенно после модуля, посвященного кризису – многие в него вошли, и в кризис отношений в том числе. Но, видимо, поскольку мой межличностный кризис был в недавнем прошлом, то в этот раз отношений он не коснулся.
К тому же сама база обучения, Интегративный подход по Уилберу - постоянно напоминает нам о том, чтобы поддерживать как можно больше уровней реальности в своей жизни. И такое пропитывание идеей интеграции, на мой взгляд, способно сгладить болевые ощущения непонимания во время межличностных кризисов, именно за счет осознавания интегративной структуры существования. Мне кажется, что квадранты Уилбера, будучи принятыми мозгом, начинают постепенно встраиваться во все наше существо, остаются с нами в любых жизненных ситуациях и дают нам больше осмысленности реальности. Во всяком случае, со мной происходит именно так, и это мне очень помогает.
Еще один момент, из-за которого на мой взгляд кризис в этой программе не стал таким глубоким (для меня) – это формат программы. Занятия проходили в условиях мегаполиса – были перерывы на обед и перерывы на сон, во время которых студенты невольно контактировали с социумом – работа, семья, друзья. В отличие о KRI. Где занятия проходят на выезде, и студенты практически не общаются с внешним миром, и как показывает практика за 5 дней непрерывных йогических практик от социума можно оторваться очень сильно.
Что касается слияния с группой, то мне было комфортно и в Программе1, и в Программе2. Здесь в Группообразовании, на мой взгляд, играют роль несколько важных факторов. В KRI это совместное изолированное проживание, совместное преодолевание больших физических нагрузок, ну и совместное постоянное пребывание в Измененном состоянии сознания, в высоких вибрациях (как следствие многочисленных практик, начиная с Садханы в 4.30 утра). Поэтому группа в Программе1 образуется и держится на этих высоких вибрациях, одной частоте звучания, тогда как группа в Программе2 держится на более широком диапазоне вибраций и интересов.
3.6. Духовная линия развития
Способность достичь духовной мудрости и использовать ее.
Уровни развития:
Малоразвитый: Фантазии и мифы, характеризующие «истории» о духе.
Развитый: Абсолютная вера в «правильные и неправильные» принципы; способность жить в соответствии с системой ценностей
Высокоразвитый: Внутренняя и внешняя связь с целостностью всех форм человечности; признание существования тайны жизни, которое порождает творчество, веру и доверие
Это, пожалуй, одна из самых важных линий развития, потому что йога – это серьезная духовная практика, практика, позволяющая услышать собственную душу и помогающая ей, душе, реализовать свое послание.
Здесь хочется начать с моего понимания духовности, духа и души:
Несколько определений духовности:
Статья протоирея Александра Меня, «О духовности»:
«Слово «духовность» … — этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.
Первое. Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами… Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же время единый целостный поток, который составляет особенность человека.
Второй аспект связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям…Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло.
…само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа — свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути — путь к Первообразу и путь удаления от него.»
Еще одно определение духовности (автор неизвестен):
«Один из критериев отличия человека духовного от бездуховного (эти определения несколько условны) - это то, что человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как "правильное использование опыта жизни") себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы.
Мудрецы прошлого сравнивали самосовершенствование с движением по лезвию бритвы. Очень удачное сравнение, показывающее, насколько непростым является путь того, кто отправляется по дороге к самому себе, но как писал Герман Гессе: "...в безопасный путь посылают только слабых".
Человека можно запрограммировать на то, что бы он был "хорошим". Спецслужбы многих стран мира работали (и, наверное, продолжают работать) над тем, чтобы с помощью психотронного оружия можно было "удалять" из сознания людей разного рода антисоциальные, антигосударственные настроения и внедрять настроения верноподданнические. Если подобным образом запрограммировать человека на "духовность', то внешне он может напоминать человека духовного, но таковым не будет, ибо здесь отсутствует свободное волеизъявление.»
«Говоря о духовном измерении в нашей жизни, мы определили свои религиозные убеждения в качестве одного уровня духовности. Религиозная вера — это всегда хорошо. Но можно обойтись и без нее, а в некоторых случаях - и с большим успехом. Верить или не верить — решать только нам самим, это наше право. Но существует и другой уровень духовности, который я называю базовой духовностью.
Это основные человеческие качества — доброта, сострадание, человечность. Они должны быть у каждого независимо от того, верующий это человек или нет. Лично я считаю, что этот уровень более важен, чем первый, так как даже самая лучшая религия может охватить ограниченное число людей, только часть человечества. А эти качества нужны нам всем, так как мы все — одна большая семья. Без них человеческое существование станет невыносимым, и никто не сможет чувствовать себя счастливым. Таким образом, развитие в себе этих качеств — очень важная задача.
… Свою принадлежность к религии или духовному пути можно указать внешними способами — ношением специальной одежды, постройкой алтаря или часовни на своей земле, чтением молитв, песнопениями и т. п. Однако все это вторично по отношению к вашему мировоззрению, которое должно быть основано на базовых духовных ценностях, так как встречаются люди, у которых форма значительно отличается от содержания. Истинная духовность делает человека спокойнее, счастливее и умиротвореннее.
Все добродетельные состояния ума — сострадание, терпимость, всепрощение, заботливость и т. п. — настоящая дхарма, или настоящие духовные качества, так как они не могут сосуществовать с болезненными, или негативными состояниями.»
Меня очень заинтересовали рассуждения о духовности Русских христианских филсофов серебряного века:
«Являясь основой личности, духовность не заявляет о себе громко и требовательно, как, например, потребностная сфера. В.В.Зеньковский говорит о том, что духовную жизнь каждому человеку необходимо в себе еще открыть, иначе можно всю жизнь прожить, не замечая духовной стороны своей личности, лишь изредка «ощущая страх перед самим собой, перед своей глубиной» (Зеньковский, 1996, с. 51).
…Духовности отвлеченной, которую он характеризует как очень несовершенную форму духовности, отвлеченной от жизни мира природного, Н.А.Бердяев противопоставляет духовность конкретную, преображающую и просветляющую жизнь мира.
Свободу Бердяев выделяет в качестве одного из важнейших аспектов духовности. Про свободу он пишет, что она – «главный источник трагизма» в жизни человека, однако человек не должен стремиться к избавлению от этого трагизма, но принять этот «трагизм свободы».
«Духовность, отворачивающаяся от множественного мира, как, например, некоторая форма духовности Индии, Плотина, монашеской аскезы, не может быть признана христианской, она противоречит богочеловеческому характеру христианства и завету Христа о любви к ближнему. Христианская духовность есть не только восхождение, но и нисхождение, и только такая духовность человечна» (Бердяев, 1998, с. 322).
«Н.А.Бердяев вслед за Вл.С.Соловьевым подчеркивает, что духовность совсем не противополагается душе и телу, но что она овладевает ими и преображает их. С.Н.Булгаков усиливает мысль о непротиворечивости духа материи, вводя понятие духотелесность, понимаемое как «полную и совершенную энтелехийность», как «полное и совершенное взаимопроникновение тела и духа в едином жизнетворящем акте «вечнующей жизни»(Булгаков, Свет невечерний).»
(Горбачев А.Л., статья «Проблема духовности в трудах русских христианских мыслителей конца XIX, начала XX века.»)
Мне очень близка идея русских христианских философов не только восхождения, но и нисхождения духа в материю – хотя в свете современных психологических теорий она кажется несколько наивной. На мой взгляд, даже ежедневный домашний труд – приготовление пищи, уборка дома – можно «одухотворить».
Если говорить об отличии духа и души, то цитата неизвестного мне автора очень точно отражает мое понимание:
«…Потому мы так часто встречаем позже в Св. Писании, что Бог называет людей "душами". Почему? Потому что от души зависит, что будет представлять собой человек. Его душа представляет его и проявляет его индивидуальность. Это орган свободной воли человека, орган, в котором дух и тело совершенно сливаются. Если душа человека захочет послушаться Бога, она позволит духу управлять человеком, как повелевает Бог. Душа, если захочет, может также подавлять дух и давать чему-то другому управлять человеком.
Троица в человеке - дух, душа и тело можно сравнить также с электрической лампочкой. Внутри лампочки, которая, скажем, представляет всего человека в целом, есть электрический ток, свет и проволока. Дух - это ток, душа - свет, а тело - проволока. Ток является причиной света, в то время как свет является следствием тока. Проволока - это материальное вещество, которое ведет ток, и также проявляет свет. Соединение духа и тела производит душу…. Подобно тому, как электричество, пройдя по проволоке, производит свет, так дух влияет на душу, а она в свой черёд проявляет себя через тело.»
Программа 1
Когда я начинала учебу на Программе 1, мое состояние, если использовать вышеприведенную метафору – было как лампочка, которая светила очень слабо. Свет души нуждался в силе духа для того чтобы разгореться ярче. И, пожалуй, главное, что я приобрела на этой программе – это силу Духа. Не зря подготовительный модуль этой программы называется «Рождение в Духе». Дух – это конечно дух Учения Кундалини-Йоги, это Свет (Двигатель, Ток) Учения.
Пожалуй, по силе Духа, выпускников программы можно сравнить с ракетой, готовой взлететь и пересечь любые расстояния. Для меня это состояние было абсолютно новым, захватывающим – по окончании программы, после последнего модуля «5 элементов» я вернулась в Москву, и первое, что заметила – все стало очень маленьким – дома, люди, собственная квартира. Город не давил на меня, потому что меня стало намного больше. Это было абсолютное ощущение, что «я все смогу». В этом ощущении хотелось начать делать новые дела, двигаться дальше по всем направлениям, проявляться в этом мире, нести свое послание, светить. Этот душевный подъем, фонтан длился достаточно долго – около полугода. За это время я действительно начала развиваться в разных направлениях, связанных с реализацией послания своей Души.
Интересно, что сразу после окончания программы я вообще прекратила заниматься КЙ где-то на 2 месяца. Я начала заниматься Тантрой, Йогой звука, Хатха-йогой. В каждой из этих практик я оказалась не случайно, это было продолжением того же глобального проекта, который начался с книжки «Йога Осознания». Такое разнообразие практик убеждало меня в том, что все инструменты – сексуальная энергия, божественные тексты, тело – ведут к одной цели – к расширению своей личности, причастности к целостности всех форм человечности. И здесь можно обратиться ко всем определениям духовности – в них везде говорится про свободу выбора, независимость от внешней формы. Для меня все эти опыты были творчеством, как высшим проявлением Души - по которому я очень соскучилась.
Хочется поделиться опытом занятий Тантрой. Для меня эта духовная практика стала замечательным освоенным инструментом по преобразованию энергии второй чакры в энергию четвертой чакры, сердечную энергию. Причем Тантра для меня сработала очень быстро и мощно – буквально поле второго занятия я испытала необыкновенные переживания, которые одновременно потрясли меня и заставили о многом задуматься. Описание Кена Уилбера из «Интегрального видения» подходит к моему тогдашнему состоянию: «…Сердце еще раскроет нам свои тайны в тот момент, когда оно будет слишком переполнено, чтобы говорить, слишком ярко, чтобы на него смотреть, слишком безгранично чтобы его удержать, слишком вечно, чтобы к нем прикасаться, но только лишь потому, что оно прямо здесь и сейчас, ближе к вам, чем ваше собственное дыхание, глубже, чем ваши собственные мысли, и ближе к Духу, чем все они, - то, что внутри Вас и что … взирает на мир и изумляется тому, что бы все это значило… это все и есть вы. Не то вы, которое может быть увидено, а то Вы, которое видит.»
В Джап Джи Сахиб есть такая строфа:
«Податель всего продолжает давать, берущие же могут лишь устать брать то, что Он дает, из века в век поглощая Его дары»
Когда я читала это первый раз, я не могла понять, о чем говорится., как это – «устать брать».
А когда на меня буквально «свалился» опыт переживания собственного сердца, и казалось что меня вот-вот разорвет изнутри, я поняла, что выдержать состояние такого переполнения достаточно сложно, тем более что длилось это состояние около двух недель… У меня пробивалась эмоциональная сфера, слезы лились сами собой. Я еще раз поняла, что для получения любого высокого опыта очень важен интегративный подход в развитии собственного Я – просто для того, чтобы суметь контенировать этот опыт, и использовать его в дальнейшем как базу для развития.
Йога звука также стала для меня духовной практикой и шагом к интегративному видению мира. На занятиях нас учили петь мантры (в разных традициях), католические песнопения, православные распевы – и оказывалось, что все это вместе можно сочетать, и ничто не путается и не противоречит друг другу, а только расширяет наше сознание и делает наше собственное звучание чище и яснее.
В рамках духовной линии развития обязательно нужно сказать про Садхану – духовную дисциплину в традиции Кундалини Йоги. На программе KRI Садхана проводится ежедневно на протяжении всего обучения. На программе 2 мы сталкиваемся с Садханой на летнем, выездном модуле. Я всегда искренне завидую тем, кто первый раз соприкасается с этой удивительной практикой.
Садхана - это одновременно идеальная групповая, и одновременно очень личная практика.
Учебник KRI:«Настоящая польза Садханы заключается в том, что вы поднимаетесь над простым выживанием до полного праздника жизни. Чтобы не просто прожить каждый день, но живя, оставаться живым, вовлекать в процесс жизни себя, других и мир не из страха, а из любви и восторга. Чтобы знать, как освоить постоянный процесс дистилляции, возгонки и кристаллизации себя в виде редкого драгоценного камня. Выполнение совершенной Садханы не оградит вас от всех проблем и изменений в жизни, но это даст вам достаточную внутреннюю силу для встречи с этими проблемами. Тогда вы можете на границе внутреннего и внешнего Я получить опыт бесконечной артистической творческой способности Бога.»
Для меня Садхана стала источником внутренней силы, универсальным камертоном, который настраивал меня на день. Я на протяжении всей программы регулярно выбиралась на групповую Садхану и в Москве тоже.
Как резюме можно сказать, что Духовная линия развития – в программе KRI сохраняет основные принципы настоящей духовности – свободу выбора, независимость от внешней атрибутики. Йоги Бхаджан неоднократно говорил о том, что Кундалини йога - это не религия,и что учителя кундалини йоги не должны становиться пастырями для своих студентов.
В Программе 2 продвижение по Духовной линии развития тоже занимает важное место. И здесь опять вспоминаю концепцию русских философов серебряного века про материализацию духа. Нас сознательно уводили от размытых эзотерических терминов, «приземляли» в хорошем смысле слова, учили классифицировать опыт, мыслить аналитически – но вся эта информация была пропитана истинной духовностью, опять же в силу сакрального предназначения практики Кундалини йоги.
Как следствие, тренинг KRI уверенно подвел меня через Духовную ЛР (свободу духа от внешнего наполнения) к интегральному видению мира, и Программа2 стала логичным продолжением моего дальнейшего пути развития по этой линии.
Основные выводы
Ставя перед собой задачу донести до других свой опыт, мне потребовалось как следует разобраться в предмете самой и классифицировать свой опыт. Эта работа стала для меня возможностью еще раз вспомнить все полученные на обеих программах знания, убедиться в их ценности; возможностью еще раз пережить все важные личные события, связанные с прохождением программ.
На мой взгляд, базовые отличия обучающих программ таковы:
Программа1 использует целенаправленную активизацию Буддхи (комплексом разных инструментов - см. Физическую ЛР), не учитывая аспекты Манас и Аханкар, Программа2 же использует все три аспекта универсального ума в балансе, не отбрасывая ни один из них.
На мой взгляд, и один и другой подход оправданы при соответствующем уровне интегрированности студентов. В моем случае, когда я на момент начала учебы в Программе 1, уже давно была закреплена в социуме (роль дочери, внучки, жены, матери, работника), то расшатать мою прочную систему распределения «я» было достаточно сложно, и мне как раз не хватало специально созданных временных условий, в которых я была бы изолирована от социума и материального для того, чтобы познакомиться ближе с Я-духовным. Именно через такую временную изоляцию, через более близкое знакомство с Я-духовным, по окончании программы – для меня материальное и социальное стало не бременем, «мешающим» духовному росту, а ценными составными частями моей жизни, с помощью которых познается Я-духовное.
Но, возможно, если у студента нет «якорей» в социуме, проработанных «Я-материального» и «Я-Социального», то для него есть опасность остаться в Я-духовном, в высоких вибрациях, не интегрируя в жизнь это состояние и делая его красивой, но, в сущности, бесполезной идеей.
В основе обеих программ лежит философское учение Кундалини-йоги - для меня это один из главных моментов, и это то, что объединяет обе программы. Задачи перед Инструктором КЙ, и перед Учителем КЙ стоят очень похожие – пропуская через себя учение, умело пользуясь инструментами КЙ – давать возможность ученикам раскрывать потенциал души. Для решения этой задачи в Программе 2 дается более широкий инструментарий, с привлечением средств интегративной психологии. На мой взгляд, это привлечение классической науки в древнее учение вполне оправдано и не противоречит друг другу. Это увязывание науки и древней философии делает практику йоги более доступной для широкого круга людей, для специалистов-психотерапевтов – убирает с йоги завесу таинственности и практики для избранных, при этом сохраняя глубинную суть учения. И это является продолжением того, что начал йоги Бхаджан, совершив революцию - привезя Кундалини йогу из Индии в Америку.
Я очень надеюсь, что анализ, проведенный мною, будет полезен для будущих студентов, которые стоят перед выбором обучающей программы. Доля субъективности в моей работе носит характер необходимой иллюстрации, дающей работе краски. Хотелось бы, чтобы студенты понимали это и в ситуации выбора, в дальнейшей учебе ориентировались на объективную составляющую моей работы. Хотелось бы, чтобы эта работа помогла будущим студентам более осознанно проходить учебу на этих программах, и не искажала их собственный опыт.
Безусловно, обе эти программы являются возможностью для мощной трансформации личности, для более осознанного проживания каждой секунды, для ощущения полноты жизни во всех ее измерениях.
Искренне желаю удачи всем, кто встретится на своем жизненном пути с этими обучающими программами!