«Страх – основной мотив, и, может быть, основной вопрос, с которым всем нам приходится разбираться в жизни. Если страх отрицается и не признается, то оказывается погребенным в подвале нашего ума и оттуда продолжает оказывать на нашу жизнь мощное и часто калечащее влияние. Мы предпринимаем попытки скрывать его всевозможными компенсациями и привычками. Но, оставаясь скрытой силой внутри нас, страх может вызывать ощущение хронической тревожности. Он может саботировать наше творчество, делать нас жесткими, мнительными и одержимыми самозащитой, разрушать все наши попытки найти любовь. Если же мы сможем подружиться со страхом, вынести его на поверхность и исследовать с наиболее возможной интенсивностью и состраданием, он может стать трансформирующей силой – открыть нам глубины нашей уязвимости и принятия самих себя» (Т. Троуб (Кришнананда) «Лицом к лицу со страхом. Путеводитель на пути к близости»).
Виды страха, симптомы.
В процессе подготовки к написанию данной работы, при чтении научной и научно-популярной литературы на тему страхов, автор пришел к выводу, что наряду со страхами, переживаемыми человеком на разных этапах развития, и исчезающими при благоприятных обстоятельствах жизни, есть множество страхов, причины которых не столь очевидны. Существует множество видов страха, у каждого из нас он имеет свою, индивидуальную форму, отражает личную историю развития человека, зависит от нашей предрасположенности, наследственности, от условий жизни, в которых мы растем, от нашей соматической и душевно-духовной конституции, истории нашей жизни.
Автор данной работы предлагает классифицировать страхи, исходя из характера их проявлений, следующим образом:
1) Страхи, присущие нашим отношениям с социумом. Возникают при установлении контакта с другими людьми, в ситуациях, когда мы выступаем в тех или иных социальных ролях. Ф. Риман в своей работе «Основные формы страха» подразделяет их на четыре вида:
а) Страх перед самоотвержением, переживаемый как утрата «Я» и зависимость.
б) Страх перед самостановлением (стагнацией «Я»), переживаемый как беззащитность и изоляция.
в) Страх перед изменением, переживаемый как изменчивость и неуверенность.
г) Страх перед необходимостью, переживаемый как окончательность и несвобода.
Эти четыре формы страха соответствуют четырем типам личностной структуры: шизоидные личности, депрессивные личности, личности с навязчивостями и истерические личности. Причины формирования той или иной структуры личности зависят от конституционально-генетического склада личности, а также закладываются в период раннего детского развития. Зная психотип человека, его биографические данные, можно определить, свойственную ему форму страха и наоборот. Безусловно, в чистом виде каждый из типов личностной структуры можно выделить только на уровне патологии, и с этой группой клиентов инструктор кундалини-йоги работать не в праве. Чаще всего мы сталкиваемся со смешанной структурой, в которой преобладает тот или иной тип личности.
2) Фобии, которые характеризуются настойчивым беспричинным страхом перед объектами или ситуациями. Фобия отличается от обычного страха большей интенсивностью и всепоглощающим желанием избегать пугающего объекта. Эмоциональное расстройство, связанное с фобиями, мешает повседневной деятельности человека, и ему часто бывает трудно вести нормальную жизнь. Клинический характер проявления фобии предполагает комплексный подход в работе с подобной проблемой. Помимо занятий кундалини-йогой клиент должен работать и с психологом, или же, если инструктор имеет необходимую квалификацию, он может работать с клиентом и как психолог.
3) Страхи физического или энергетического насилия или вторжения.
4) Паническая атака. Это необъяснимый приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами. В происхождении панического расстройства, наряду с психогенными факторами (особенности личности, повторяющиеся стрессогенные жизненные ситуации, ранний детский опыт разлуки с близким человеком), важную роль играют биологические механизмы.
Паническая атака характеризуется приступом страха, паники или тревоги и/или ощущением внутреннего напряжения в сочетании с 4 или более из списка паникоассоциированных симптомов: выраженное сердцебиение, потливость, дрожь, ощущение духоты или нехватки дыхания, ощущение удушья, боль в груди, тошнота или другие желудочно-кишечные симптомы, головокружение, неприятные телесные ощущения, озноб или прилив крови к лицу, ощущение нереальности или ощущение обособленности от самого себя, страх утерять контроль или сойти с ума, страх смерти. Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.
5) Психологическая или шоковая травма. Немецкие исследователи Г. Фишер и П. Рьедессер определяют травму следующим образом: «Травма - это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира» (Fischer und Riedesser, 1999, S. 79) . При травме сознательный выбор реагирования отсутствует: происходит впадение в состояние оцепенения или фрагментация психики. Происходит демобилизация, снижение чувствительности.
Анатомия и физиология страха.
Для выстраивания системы работы со страхами в кундалини-йоге важно знать анатомию возникновения страха, то, какие органы в человеческом теле отвечают за страх, какова структура их взаимодействия с другими органами.
Д.Амен в своей книге «Измените свой мозг – изменится и жизнь!» (1998г.) называет причиной страха повышенную активность базальных ганглиев – комплекса крупных образований, расположенных в центральной части мозга и окружающих лимбическую систему.
Группа физиологов Торонтского университета считает, что за это чувство отвечает небольшой участок предлобного отдела головного мозга, расположенный "на глубине" около 8 см под лобной костью. Данная часть мозга известна медикам под названием ACC - "передней части коры поясной извилины". В ходе нейрохимических экспериментов с лабораторными мышами специалисты пришли к выводу, что "проводниками" связанных со страхом стрессов и фобий являются рецепторы, которыми испещрена АСС. Эти молекулы в свою очередь активизируются под воздействием белка NR2B. Исследователи убеждены, что "излечить страх" можно, регулируя содержание этого протеина в веществе мозга. Сообщает ИТАР-ТАСС (2005г.)
В учебнике «Физиология человека» под редакцией В.Покровского и Г.Коротько (2003г.), предназначенном для студентов медицинских вузов и факультетов, написано, что «повреждение миндалины у животных снижает адекватную подготовку автономной нервной системы к организации и реализации поведенческих реакций, приводит к гиперсексуальности, исчезновению страха, успокоению, неспособности к ярости и агрессии».
«Нейробиологи под руководством Алессандро Гоцци из Медицинского исследовательского центра в Вероне провели эксперимент, который позволил отыскать «трусливые» клетки. Предыдущие наблюдения и исследования показали, что многочисленные эмоциональные реакции, в том числе физиологические, связаны с работой миндалевидного тела. Результаты проведенного эксперимента показали, что блокированное миндалевидное тело передает свои функции коре головного мозга. И именно кора заставляет мышей не ретироваться, а готовиться к нападению. Исследователи утверждают, что дальнейшие работы, возможно, помогут прибавить решимости людям, которые постоянно испытывают страх и неуверенность. Если это исследование через некоторое время найдет применение в фармацевтике и медицине, то полученный ингибитор нейронов миндалевидного тела имеет все шансы называться «таблеткой от страха». (2010г.) (http://www.infox.ru/science/lab/2010/08/24/V_mozgu_rabotayet_ry.phtml).
Американские ученые из Калифорнийского технологического института совместно со своими британскими коллегами из Университетского колледжа Лондона в ходе своих исследований еще раз пришли к выводу о том, что сердцевина системы страха мозга находится в области, называемой «амигдала» или «миндалевидное тело». Это подкорковое базальное ядро, которое располагается в толще височной доли, по 1 в каждом полушарии, один из компонентов базальных ганглий. Миндалевидное тело входит в состав лимбической системы, которая помимо него включает в себя обонятельную луковицу, обонятельный тракт, обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, поясную извилину, парагиппокампальную извилину, зубчатую извилину, гиппокамп, гипоталамус, сосцевидное тело, ретикулярную формацию среднего мозга. Все эти структуры тесно связаны между собой. (2010г.) (http://scienceblog.ru/tag/mindalevidnoe-telo/).
Опираясь на данные, полученные в ходе недавних экспериментов, можно говорить о важной роли лимбической системы в формировании эмоции страха. Получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетатив-ные и соматические реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение гомеостаза (постоянства внутренней среды). Частные функции лимбической системы - это регуляция функции внутренних органов, формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций, приобретение знаний, умений и навыков, сенсорная функция.
По своей эволюционной природе лимбическая система - это обонятельный мозг. Ее первоначальное предназначение - воспринимать и анализировать химические сигналы. Поэтому ее «химическая кухня» очень богата регуляторами и посредниками и чувствительна к воздействию психоактивных веществ извне.
«Лимбическую систему в каком-то смысле можно считать "центром зомбирования". В определенном возрасте - в раннем детстве и в подростковом периоде - здесь активно происходит импринтинг, или запечатление образцов для слепого подражания, для запуска автоматических программ поведения. В эти периоды из-за обостренной эмоциональности в памяти больше откладывается не логическая суть событий, а связанные с ними переживания. И ключом, позволяющим вновь включить эти чувства и побуждения - совершенно бессознательно, обычно становится химический сигнал: запах, вкус или одурманивающее вещество. Проводники, соединяющие миндалевидное тело с думающим мозгом, неокортексом, не являются симметричными - соединение, идущее от кортекса к миндалевидному телу существенно короче, чем соединение, идущее от миндалевидного тела к кортексу. Это, возможно, объясняет, почему, когда возникает эмоция, так сложно «прекратить» ее усилием воли. Асимметричность этих соединений также может помочь нам понять, почему психотерапия зачастую такой сложный и длительный процесс, ведь он полагается на несовершенные каналы коммуникации между системами мозга, участвующими в познании и эмоциональной деятельности». (http://www.galactic.org.ua/clovo/f_m3.htm)
Таким образом, можно предположить, что работа со страхом должна вестись не через неокортекс путем логических убеждений типа «это совсем не страшно, тут нечего бояться». Оптимальный результат может быть достигнут сочетанием психотерапевтического консультирования и воздействием на структуры, входящие в лимбическую систему мозга, более тесно связанные с амигдалой. Кундалини-йога обладает достаточно обширным арсеналом средств для такого воздействия. Более подробно об этом будет рассказано во 2-й главе.
Согласно фактам из источников, указанных выше, в лимбической системе головного мозга формируются наши страхи, происходит запечатление ранних детских переживаний и оттуда же запускаются автоматические программы поведения, следовательно, обращение к ранним детским воспоминаниям в процессе психотерапевтического консультирования будет и одним из путей к нашим глубинным страхам, прячущимся за шаблонами поведения.
Рассмотрим, как именно различные травмы, полученные в раннем детском возрасте, приводят к формированию того или иного типа личности помимо конституционально-генетических аспектов, и, как следствие, к возникновению многочисленных защит и компенсаций, с помощью которых мы подавляем страх. Такая информация необходима для того, чтобы помочь клиенту осознать историю возникновения в его жизни однотипных проблем, автоматизм его поведения, страх и оторванность от своей истинной сущности, как первопричины сегодняшних негативных событий. Процесс осознания вышеперечисленного также поможет клиенту найти начальную точку позиции наблюдателя и позволит войти в медитацию при дальнейшей работе со страхом методами кундалини-йоги.
Подобный комплексный подход к разрешению проблемы страха (психологическое консультирование и практика кундалини-йоги) возможны в случае, когда инструктор имеет необходимую квалификацию, как психолог, или же в том случае, если инструктор работает в тандеме с психологом.
Работа со страхами в кундалини-йоге.
«Что такое страх? Это когда вы чувствуете себя ограниченным. Если вы чувствуете, что вы часть Вселенной, какой может быть страх? Не волнуйтесь. Страх — это лишь короткое замыкание. Красота жизни в том, чтобы почувствовать себя и все в себе, в этом универсуме гармонии. В противном случае, вы станете жертвой подавляющего и неотступного страха».
Йоги Бхаджан
Если человек испытывает страх, то это говорит о том, что он или подавляет какую-то часть себя или о том, что в его прошлом была настолько травмирующая ситуация, что четкие воспоминания о ней блокированы и переживание перенесено на объект, опосредованно связанный с источником травмы. Страх может возникнуть и в том случае, если воспоминания сохранены и в новой ситуации обнаруживается хотя бы поверхностное сходство с травмирующей и прежний импринт полностью завладевает сознанием человека и искажает реальную картину настоящего. Таким образом, можно говорить о том, что цель работы со страхом состоит в избавлении от раздробленности человеческой сущности, в соединении с отрицаемыми частями себя. Это могут быть и черты характера, и подавленные желания, эмоции, неотреагированные, не прочувствованные из-за их болезненного характера ситуации или же ситуации, нанесшие настолько болезненные травмы, что это привело к отсоединению части себя для сохранения жизни и рассудка.
В книге Е. Хромовой и А. Ротенберг «Йога пытливого ума и мудрого сердца» говорится о том что «вместо отделенности от мира, практикующий начинает ощущать свое с ним единство, учится быть вместе с реальностью, отказывается от фильтра, который использует как защиту против боли и неизвестности».
Кундалини-йога представляется действенным методом при работе со страхами, поскольку она опирается на осознанность практикующего, вырабатывание позиции «наблюдателя», бережное и сострадательное к себе отношение, воздействие не через убеждение, логику, а используя телесно-ориентированный подход, с активацией тех структур головного мозга, которые находятся в тесной связи с «центром» страха – миндалевидным телом, а также тех, которые отвечают за импринты и модели поведения, обладает набором инструментов широкого спектра воздействия.
Об этом пишет и С. Гроф в своей книге «Неистовый поиск себя»: «Тщательное изучение проявлений Кундалини подтверждает тот факт, что этот процесс, хотя он порой бывает очень напряженным и расстраивающим, по сути своей целителен. В течение многих лет мы неоднократно наблюдали, что переживаниям такого типа сопутствует резкое облегчение или даже полное исчезновение широкого спектра как эмоциональных, так и физических проблем, включая депрессию, различные формы фобий, мигрень и астму».
Кроме того, в позиции «наблюдателя» клиент получает опыт выхода из эмоционального захвата своей проблемой и обретает уверенность в своих силах. Вот как об этом говорит К. Уилбер в книге «Никаких границ»: «Ваши ум-и-тело могут испытывать боль, унижение или страх, но пока вы остаетесь свидетелем этих событий, пребывая как бы над ними, вам они больше не угрожают и вы больше не испытываете побуждения манипулировать ими, бороться с ними или подчинять их. Поскольку вы готовы просто наблюдать их, беспристрастно на них взирая, вы можете выходить за их пределы…Мы, будучи в состоянии просто созерцать или наблюдать свои беды, доказываем тем самым, что «без-бедны», свободны от наблюдаемого смятения. То, что внутри нас, что испытывает страх, бесстрашно. Наблюдать эти состояния – значит выходить за их пределы. Они больше не нападают на вас сзади, потому что вы смотрите им в лицо».
На телесном уровне кундалини-йога воздействует в первую очередь на эндокринную систему, управляющую всеми высшими функциями человека. Она регулирует сложные биохимические процессы, инициируемые и поддерживаемые гормонами различных эндокринных желез, в первую очередь гипофизом и гипоталамусом. Гипотоламус тесно связан с миндалевидным телом, «центром страха», поскольку оба они являются составляющими лимбической системы головного мозга. Таким образом, можно утверждать, что и с традиционной анатомической точки зрения кундалини-йога является действенным методом работы со страхами.
При этом оптимальный результат при работе со страхом, будет достигаться при сочетании практики кундалини-йоги и вербального контакта клиента и инструктора. Это обусловлено особенностями склада ума западного человека. Чтобы довериться методу воздействия кундалини-йоги, успокоить ум до начала практики, нам нужно знать, что с нами происходит, когда появляется страх, почему это случается, каков механизм выхода из этой ситуации, на что будет оказано воздействие и как это должно сработать.
Для оптимального протекания процесса важны правильно выстроенные отношения «клиент - инструктор-консультант», обратная связь между ними.
Также во время «йога-беседы» клиент получает первичный опыт нахождения в позиции «наблюдателя», оказывается способен подняться над своей ситуацией, посмотреть на нее со стороны, что в дальнейшем поможет ему во время практики найти начальную точку вхождения в медитацию. Медитация же в свою очередь, закрепит опыт нахождения с собой, обретение центра своего существа, которое всегда спокойно и свободно от любых страхов.
Подбор крий, медитаций, мантр для работы со страхом.
Для составления индивидуальной программы работы со страхами необходимо подобрать крийи, исходя из телесных и психологических особенностей клиента.
В том случае, если клиент ранее не занимался кундалини-йогой, рекомендуется «мягкий» путь работы с проблемой страха. Например, на первом этапе работы подбирается крийя, которая бы давала энергетический ресурс человеку именно этого типа (поддерживающая) в сочетании с непродолжительной нейтральной медитацией. Затем медитация меняется на ту, которая направлена именно на работу со страхом. Потом следует крия, направленная на работу со страхом в сочетании с медитацией, используемой при работе с проблемой страха.
Обратимся к подбору крий для начальных этапов работы с проблемой страха.
Это можно сделать опираясь на бодинамический анализ Л.Марчер и классификацию типов личности Ф.Римана. Классификация Ф.Римана была описана выше, сейчас мы вкратце рассмотрим принципы бодинамического анализа.
«Для метода характерно особое понимание психомоторного развития и структур характера, сочетание холистического подхода к человеческой личности с глубоким знанием анатомии, особенно мышечной. Доказано, что конкретные группы мышц, точнее, отклонения в их развитии, соответствуют определённым схемам поведения. Тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема, какие темы связаны с этим возрастом. Методы коррекции психологических проблем сочетают обычную психотерапевтическую работу с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями. В бодинамике также детально разработаны способы телесной работы с последствиями шоковой травмы» (http://www.evolutions.com.ua/bodinamika.phtml).
В книге Е. Хромовой и А. Ротенберг «Йога пытливого ума и мудрого сердца» приведена таблица, отражающая возможности подбора крий при определенных структурах характера. Оказалось возможным провести параллели между указанными в таблице структурами характера и типами личности по Ф.Риману. В результате мы можем рекомендовать для лиц с преобладающей шизоидной структурой характера в качестве поддерживающей крийю «Равновесие». Для депрессивных личностей в зависимости от телесных особенностей поддерживающей крийей будет «Комплекс для резервной энергии» или «Для таттв и нервной системы». Для навязчивого типа личности - «Создание внутреннего баланса». И для лиц с преобладающей истерической структурой характера поддерживающей крийей будет «Сердечный центр».
Сейчас мы рассмотрим, какие крийи, мантры, медитации в кундалини-йоге направлены именно на работу с такой проблемой как страх. Некоторые из приведенных ниже инструментов в самом своем названии содержат указание на то, что они ориентированы на избавление от страха, к использованию других автор представленной работы пришел, опираясь на различные теории, содержащиеся в них указания и собственные умозаключения.
Согласно йоговской анатомии помимо ощущаемого нами физического тела, человеку присущ еще целый ряд тонких тел, существующих на других планах. В теории десяти тел сознания, телом, которое владеет страхом, является восьмое тело – праническое. «Праническое тело имеет дело с праной, энергией, которая приходит вместе с дыханием… Когда вам не хватает энергии/любви, вы испытываете нужду. Когда вы не связаны с бесконечным полем энергии, и у вас нет чувства уверенности и безопасности, тогда приходит страх. Итак, если восьмое тело работает правильно, вы бесстрашны. Когда это тело работает правильно и точно, то страх исчезает, исчезает нужда…ключевое слово для этого тела – полярность… Восьмое тело говорит о том, как относиться к двойственности - использовать ее для развития своей отделенности или для обретения единства. В состоянии единства с самим собой вы бесстрашны, в состояниях двойственности вы полны страха» (Нирвер Сингх Хальса «Десять тел сознания»).
И здесь мы находим еще одно подтверждение тому, что страх возникает в том случае, если мы отрицаем какую-то часть себя или какую-то часть мира, что в сущности одно и то же. Так мы теряем единство с собой и приобретаем двойственность, а вместе с ней и страх.
Исходя из этого можно говорить о том, что при работе со страхами должны использоваться медитации и крийи, воздействующие на Праническое Тело, такие, например, как «Пран Бандха Мантра», «Баланс Праны и Апаны».
Описание крийи «Баланс Праны и Апаны» в учебнике к курсу подготовки учителей кундалини-йоги школы Йоги Бхаджана сопровождается комментарием о том, что она высвобождает скрытый гнев и напряжения. Очень важно дать возможность человеку, испытывающему страх, выпустить на свободу свой гнев. К. Уилбер в книге «Никаких границ» говорит о страхе, как о следствии подавленной агрессии: «Симптом – это просто сигнал (или символ), свидетельствующий о какой-то несознаваемой теневой склонности…Страх («Они хотят причинить мне боль» это враждебность («Я сержусь на них, не подозревая об этом»). Поэтому к практике работы со страхом может быть рекомендована крийя «Изгнание гнева». В ней приводится в равновесие пупочный центр, где коренится гнев, а также открываются каналы для преобразования энергии гнева, предотвращая накопление его запасов.
Мы подошли к подбору крий и медитаций для работы со страхом опираясь на чакровую энергетическую структуру человека.
Для работы с пупочным центром или Манипурой в книге Е.Г. Хромовой и А.А. Ротенберг «Йога Пытливого Ума и Мудрого Сердца» помимо уже названной «Крийи на изгнание гнева», рекомендуются следующие техники: Набхи-крия, Сат-крия, «дыхание огня», пранаямы с задержкой дыхания, диафрагмальное дыхание. Набхи-крийя, так же как и крийя «Изгнание гнева» позволяет вывести подавленный гнев наружу и проработать его. Сат-крийя направлена на работу со страхами, связанными с сексуальностью и позволяет контролировать эту энергию, направляя ее на созидательную и исцеляющую работу в теле.
Что же касается дыхательных техник, мы вернемся к ним чуть позже, а сейчас обратим внимание на первую чакру, Муладхару. Она источник нашего существования, ее ключевое слово – «выживание». Дисгармоничная работа именно этой чакры вызывает ощущение опасности, когда она не уравновешенна, мы испытываем страх.
«В психологическом плане Муладхара связана с бессознательным умом, где заключены самые примитивные и глубоко укорененные инстинкты и страхи. Поэтому она может быть вратами как в рай, так и в ад; как к более низкой, так и к более высокой жизни. Биджа мантрой или универсальным ключом для муладхары служит мантра Лам», (Свами Ниранджанананда Сарасвати, «Прана. Пранаяма». Для работы с Муладхарой рекомендованы помимо уже упоминавшейся Сат-крийи, крийя «Для поясницы и органов выделения», стресс-крийя «Для почек и надпочечников», Мул мантра, Мула бандха.
Б. Гринвел в книге «Энергии трансформации» пишет: «От зажатости, которую человек испытывает, замкнувшись в чувстве гнева или страха, позволяет избавиться открытие сердечной чакры, что во многих эзотерических традициях является важной фазой духовного процесса, означающей переход от энергии низших чакр к энергиям высших чакр. Когда это происходит, личности легче справляться с эмоциональными проблемами нижних чакр, которые могут возникать во время движения Кундалини, и внимание переключается на духовные интересы более естественно. Становится возможным передать весь процесс под управление любви. Медитация на сердечной чакре - это и есть йогический метод переадресации процесса».
Исходя из этого, можно говорить о важности сердечной чакры при работе со страхами. Для этого используются крийи и медитации, ориентированные на активацию сердечного центра: «Биоэнергетическое поле и Сердечный центр», «Сердечный центр», медитации на сердечный центр «СатКарТар», «Сердечная проекция и защита», «Спокойное сердце», «Ардас Бхаи».
Если мы вернемся к теории Ф.Римана об основных формах страха и вспомним, что искажение структур при неблагоприятных обстоятельствах может происходить в самом раннем возрасте, то может быть рекомендована крийя «Освобождение от гнева, накопленного в детстве».
Его теории близки идеи Л.Марчер о том, что когда ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две проблемы. Нарушается психомоторное развитие, происходит его частичная задержка на данном возрастном этапе, поначалу играющая защитную роль, но в дальнейшем тормозящая дальнейшее развитие. Возникает импринт, содержащий биографические сцены, насыщенный драматическими переживаниями, также подвергающийся вытеснению.
Мы упоминали о том, что при работе со страхами рекомендуется применять дыхательные техники, сейчас мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
Миндалевидное тело, «ответственное» за страх очень тесно и непосредственно связано с обонятельной луковицей, обонятельным трактом, обонятельным треугольником, как уже было написано выше. Они же, в свою очередь, имеют непосредственное отношение к процессу дыхания. Таким образом, с точки зрения традиционной анатомии с помощью дыхания можно управлять страхом.
Тот же вывод мы находим и при обращении к йогической анатомии десяти тел. В книге «Десять тел сознания» для работы с Праническим Телом, при неправильной работе которого появляется страх, рекомендуется именно пранаяма – «техника, посредством которой количество праны, имеющееся в теле, активируется до более высокой частоты» (Свами Ниранджанананда Сарасвати «Прана. Пранаяма»). Это и «дыхание огня», и глубокое медленное дыхание, и задержки дыхания на вдохе или выдохе.
Диафрагмальное дыхание, «дыхание огня» – универсальный инструмент при работе с панической атакой, активирует парасимпатическую систему. Устраняет возбуждение.
О глубоком дыхании в книге Свами Ниранджанананда Сарасвати «Прана. Пранаяма» написано: «Не только расслабленные мысли приводят к мышечному расслаблению и большей амплитуде движения диафрагмы, но и наоборот, медленное расслабленное дыхание успокаивает ум. Один из механизмов этого явления, возможно, связан с выделением эндорфинов. Наблюдалось, что при глубоком дыхании происходит выделение эндорфинов в кровоток. Эндорфины представляют собой вырабатываемые мозгом сильнодействующие химические вещества, - нейромодуляторы — которые помогают нам справляться с болью и составляют часть механизма для устранения страха и тревоги». Среди эффектов глубокого медленного дыхания в учебнике для учителей кундалини-йоги указаны уменьшение неуверенности и страха, стимуляция выделения эндорфинов, повышение количества энергии и уровня бдительности за счет увеличения количества кислорода и праны, поступающих в организм, ясность, спокойствие, позитивная позиция, преодоление подсознательных привычек и пристрастий, развитие способности контролировать свои эмоции и негативные мысли.
Что касается задержки дыхания, то чем она дольше, тем больше разрыв между нервными импульсами и реакциями, которые они вызывают в мозгу. Когда дыхание задерживают на длительное время, уменьшается умственное возбуждение.
С технической точки зрения, и согласно Патанджали, пранаяма, по существу, представляет собой только задержку «...пранаяма — это прекращение движения вдоха и выдоха» (Сутра 49). Вдох и выдох — это методы вызывания задержки. Задержка важнее всего, поскольку она обеспечивает более длительный период для усвоения праны, равно как и более длительное время для газообмена в клетках, в результате которого поглощается кислород и выделяется углекислый газ». (Свами Ниранджанананда Сарасвати «Прана. Пранаяма»).
Выше мы приводили мнение И.Ялома о том, что основой всех страхов является страх смерти. Опыт соединения с этой запредельностью может быть очень целительным, получить его можно находясь в Шавасане, «позе трупа». В книге Д. Мамфорда «Психосоматическая йога» о шавасане говорится следующее: «Мы можем уверенно использовать шавасану в качестве дополнительной терапии неврастении, ранних стадий слабой и умеренной депрессии, бессонницы, приступов общей обеспокоенности и беспричинного страха (между приступами, но не во время них) и умеренной гипертонии (повышенного кровяного давления). Происходит приток праны к внутренним органам. Нервная система отдыхает и восстанавливается». А. Минделл в книге «Тело шамана» пишет: «Я думаю, шаманы правы, когда говорят, что только ощущение неизбежной смерти стряхивает с вас ваши былые привязанности и страхи, освобождает от интереса к программам, которые вы себе сотворили».
Беспокоящий клиента страх смерти может быть нейтрализован путем возрождения переживаний его собственного рождения. С. Гроф в книге «Неистовый поиск себя» говорит о том, что «на околородовом уровне рождение и смерть очень тесно переплетены друг с другом; по-видимому, это отражает тот факт, что человеческое рождение представляет собой очень трудное и потенциально опасное для жизни событие. Многие из нас столкнулись со смертью, когда сражались в родовом канале за то, чтобы начать свое существование в мире. Когда человек заново проживает опыт рождения, он сталкивается с крайними формами страха смерти... Когда материал с околородового уровня бессознательного проникает в сознание, у людей обычно возникает озабоченность проблемой смерти. Они могут испытывать острый страх смерти, видеть образы, связанные со смертью и приходить к убеждению, что их биологическому существованию угрожает реальная опасность». Исходя из этого клиенту может быть рекомендована крийя «Сознательное новое рождение».
Кроме того, существуют медитации, непосредственно направленные на работу со страхами: «Для освобождения от всех страхов» (Chatra Chakta Vati), «За пределами страха», «Божественый щит», «Сунья Антар» («Эмоциональная сбалансированность»), «Гуру Гаитри Мантра», «СА ТА НА МА», «Гуру Рам Дас».
«Во время медитации вы очищаете подсознание от страхов и освобождаете новые запасы сознания и энергии, которые могут вести вперед вас… Утренняя медитация защищает нас так же от ежедневных беспокойств и метаний, так что в дальнейшем никакие новые страхи в подсознании накапливаться не могут". (Из книги Йоги Бхаджана «Кундалини-йога/Садхана»).
Мы пришли к выводу, что в качестве работы со страхами могут быть использованы следующие крийи, медитации и мантры:
- крийи: «Баланс Праны и Апаны», «Изгнание гнева», Набхи крийя», Сат крийя», «Для поясницы и органов выделения», «Для почек и надпочечников», «Биоэнергетическое поле и Сердечный центр», «Сердечный центр», «Освобождение от гнева, накопленного в детстве», «Сознательное новое рождение»;
- медитации и мантры: «Пран Бандха Мантра», «СатКарТар», «Сердечная проекция и защита», «Спокойное сердце», «Ардас Бхаи», «Для освобождения от всех страхов» (Chatra Chakta Vati), «За пределами страха», «Божественый щит», «Сунья Антар», «Лам», «Гуру Гаитри Мантра», «СА ТА НА МА», «Гуру Рам Дас».
- пранаямы: глубокое спокойное дыхание, «дыхание огня», задержки дыхания;
- «замок»: - Мулабандха, «корневой замок»;
- шавасана.
Итак, когда запрос клиента определен, инструктором объяснены возможности психокоррекционной и телесной работы, исходя из индивидуальных особенностей клиента, подобраны инструменты, программа работы со страхом может выглядеть следующим образом:
1) Инициирующая мантра, дыхательная практика, разминка, поддерживающая крийя, медитация, заключительная мантра.
2) Инициирующая мантра, дыхательная практика, разминка, поддерживающая крийя, медитация, направленная на работу со страхом, заключительная мантра.
3) Инициирующая мантра, дыхательная практика, разминка, крийя, направленная на работу со страхом, медитация, направленная на работу со страхом, заключительная мантра.
Расчет времени выполнения каждого пункта определяется индивидуально, исходя из особенностей клиента и меняющейся под влиянием практики ситуации. Поэтому особенно важно поддерживать с клиентом обратную связь, в ненавязчивом ключе, без давления и ориентированности на результат.
Необходимо отметить, что дыхательные практики (пранаямы) могут варьироваться или проводится в факультативном порядке, время разминки также может быть сокращено или продлено.
В зависимости от индивидуальных особенностей клиента и от запроса для практики вне зала могут быть рекомендованы различные дыхательные техники и отдельные упражнения. Например, при возникновении приступа панической атаки может быть рекомендовано «Дыхание огня». Или в случае предполагаемого возникновения ситуации, вызывающей у клиента страх, возможно рекомендовать выполнение Мулабандха, «корневого замка».
В том случае, если на классе оказался человек, переживший шоковую травму, и инструктор отмечает у него признаки посттравматического синдрома (страх, оцепенение, замороженность, дрожь) такого человека не нужно удалять из класса, следует уделить ему внимание, (прикрыть пледом, попросить администратора принести для него чай), и рекомендовать ему не выполнять крийю вместе со всеми, сказать что если он просто спокойно полежит, это будет целительным и действенным процессом. В том случае, если у него начнется сильная дрожь, тряска, нужно побыть рядом с ним, поддержать его, успокоить, сказать, что это нормальное явление и чтобы он не пытался подавить дрожь, пока она сама не закончится.
Заключение.
Йоги Бхаджан говорил, что мы теряем более 70 процентов своей энергии из-за страха, что это наш самый большой враг, который делает нас извращенными, разделенными, незащищенными и невротичными. И это действительно так. Страхи связаны с отделением нас от самих себя, чем больше мы боимся чего-либо вовне, тем дальше отходим от своей истинной сущности.
Но в то же время страх и наш друг, поскольку он запускает в нашем организме химические процессы, подготавливая нас к встрече с опасностью, срабатывает в качестве адаптационного механизма.
Страх – это естественное и нужное состояние и важно правильно сонастроиться с ним, а не пытаться побороть его. Страх является сигналом, указывающим на то, что где-то мы подавили, заблокировали очень важную часть себя, и она, эта часть, хочет быть услышанной.
Чувство страха может быть посланием, свидетельствующим о начале вашего духовного кризиса, о трансформации вашей сущности. А.Минделл в книге «Тело шамана» пишет: «Когда вы признаете ваши страхи и внимательно отнесетесь к ним, вы избегаете опасности погибнуть от рук неведомого; вместо этого вы принимаете участие в собственной трансформации. Если вы поможете расслабиться своей прежней идентичности, прежде чем она будет уничтожена, вы можете встретиться со сверхъестественными силами, которые более могучи, чем вы, и узнать нечто новое. В конце концов вы почувствуете себя сильнее».
Об этом же пишет и С.Гроф в книге «Неистовый поиск себя»: «К числу самых мучительных и тревожащих состояний, с которыми обычно сталкиваются те, кто переживает духовный кризис, относятся чувства страха и одиночества, ощущение собственного безумия и озабоченность смертью. Хотя эти состояния часто бывают неотъемлемыми, необходимыми и центральными составляющими целительного процесса, они могут стать пугающими и подавляющими, в особенности при отсутствии поддержки со стороны других людей…Элемент страха составляет естественную часть мозаики изменений. Духовный кризис обычно сопровождается той или иной формой страха, будь то умеренное чувство озабоченности предстоящими повседневными событиями или чудовищный беспричинный ужас, который, казалось бы, никак не связан с любыми привычными аспектами жизни».
В данной работе мы выяснили, что в сочетании с психологическим консультированием кундалини-йога может быть действенным методом в работе со страхами человека, живущего в западном обществе. Осознанность и медитативность, являющиеся самим существом йоги, инструменты и принципы, с помощью которых она через физическое тело способна воздействовать на скрытые стороны психики человека, ее сострадательный и бережный подход к личности, все это может помочь человеку раскрыться, стать единым с самим собой, избавиться от беспокойств и болезненных проявлений искаженных структур характера.
Список использованной литературы и интернет-сайтов:
1) Д.Амен «Измените свой мозг – измениться и жизнь!»;
2) К. Э. Изард «Психология эмоций»;
3) Йоги Бхаджан «Кундалини-йога /Садхана»
4) Йоги Бхаджан, Гуручаран Сингх Кхалса «Практики Водолеев»;
5) Йоги Бхаджан «Учебник к курсу подготовки учителей кундалини-йоги, 1-й уровень»;
6) Е. Гольцман «Век тревоги»;
7) Б.Гринвел «Энергии трансформации»;
8) С. Гроф «Неистовый поиск себя»;
9) К. Э. Изард «Психология эмоций»;
10) П. Левин «Пробуждение тигра - исцеление травмы»;
11) Д. Мамфорд «Психосоматическая йога»;
12) А. Минделл «Тело шамана»;
13)Нирвер Сингх Хальса «Десять Тел Сознания»;
14) В. М. Покровский, Г.Ф. Коротько «Физиология человека»;
15) Ф. Риман «Основные формы страха»;
16) Ф. Рупперт «Травма, привязанность и семейные расстановки. Понимание и исцеление душевных ран»;
17) Свами Ниранджанананда Сарасвати «Прана. Пранаяма»;
18)Т. Троуб (Кришнананда) «Лицом к лицу со страхом. Путеводитель на пути к близости», «За пределы страха. Раскрытие любящего сердца»;
19) К. Уилбер «Никаких границ»;
20) Е. Хромова и А. Ротенберг «Йога пытливого ума и мудрого сердца»;
21) И. Ялом «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти»
22) http://in-yan.narod.ru/immortal/texts/joga/kundalini/main.htm
23) http://www.psychology-new.mels.ru/index.html
24) http://www.cerebellum.ru/investigation.php#name1
25) http://ru.wikipedia.org/wiki/Лимбическая_система
26) http://ru.wikipedia.org/wiki/Миндалевидное_тело
27) http://molodost.org.ua/human_anatomy/2178
28) http://zona-msc.livejournal.com/36946.html
29) http://www.yoga-people.ru/useful/articles/48-negative-mind.html
30) http://3ho-kundalini-yoga.ru/content.php?id=navelcentre
31) http://scienceblog.ru/tag/mindalevidnoe-telo/
32) http://www.nvppl.ru/show_articles_172.htm