Что такое мотивация? Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
В основе мотивации лежит сложный и непрерывный процесс психологического выбора человеком того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что каждый человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. В этой работе моей целью была постановка этих значимых тем применительно к мотивации к занятиям йогой.
В основе человеческого поведения лежат потребности. Первоначально изучение поведения людей базировалось на наблюдении их реакций на различные внешние воздействия (стимулы). Однако выяснилось, что одни и те же факторы вызывают разное поведение и наоборот, одинаковое поведение вызывается разными факторами. Так, например, болезни суставов одних людей заставляют заняться йогой, а других, наоборот вынуждают отказаться от любых физических движений; одни йоги постигают тайны бытия, другие – тайны собственного тела, но и первые и вторые занимаются йогой. Подобная неопределенность привела к необходимости исследовать внутренние причины действий людей в различных ситуациях.
Что движет человеком? Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей?
Потребность - это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать; это внутреннее напряжение, которое активизирует и направляет активность на получение того, что необходимо для нормального функционирования организма и личности в целом. При невозможности удовлетворения тех или иных потребностей возникает негативное психическое состояние - фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание), которое проявляется в гнетущем напряжении, переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, чувстве безысходности и, наконец, отчаянии.
Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).
Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать - можно наблюдать только поведение людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.
Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.
Потребность - это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Потребность должна "найти" предмет, на котором она опредметится (который способен ее удовлетворить). Предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена, является весьма существенной характеристикой. Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет стремиться написать стихотворение или картину.
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
До сих пор нет одной универсальной всеми принятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.
Потребность активизирует организм, стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.
Чем различаются понятия потребность и мотив? При анализе вопроса, почему индивидуум вообще приходит в состояние активности, рассматриваются проявления потребностей как источников активности. А если изучается вопрос, на что направлена активность, ради чего выбираются именно эти действия, поступки, то исследуются в первую очередь проявления мотивов (как побуждающих факторов, которые определяют направление деятельности или поведения). Потребность побуждает к активности, а мотив - к направленной деятельности.
Таким образом, понятие «мотив» (от лат. movere - двигать, толкать) – означает осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, связанное с удовлетворением потребностей. Мотив (лат. moveo - двигаю) – то, что побуждает человека к активности, что является изначальным толчком, первопричиной любого поведенческого акта.
Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Как же возникает мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную сферу человека?
Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как совокупность взаимодействующих между собой побуждающих факторов, предопределяющих поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
1.2 Мотивационные теории
Как уже говорилось, истинные побуждения, лежащие в основе поведения человека, трудно определить – они чрезвычайно сложны. Для ученых важно было систематизировать представления о том, что движет человеком. Так появились многочисленные теории мотиваций. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Но до сих пор среди психологов нет одной, всеми принятой идентификации потребностей.
Разработано множество часто противоречивых теорий для объяснения того, почему индивид действует; почему он выбирает именно те действия, которые совершает; почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем другие, в результате чего добиваются успеха там, где имеющие не меньшие возможности и способности терпят неудачу.
Теории мотивации подразделяются на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации.
Процессуальные теории мотиваций более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможных последствий их поступков. Несмотря на различия этих теорий, они не являются взаимоисключающими.
Для целей данной работы рассмотрим наиболее известные содержательные теории мотиваций: теорию иерархии потребностей А.Маслоу и теорию ERG, разработанную К.Альдерфером.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности.
Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Создавая свою теорию мотивации в 40-е гг. XX в., он признавал, что люди имеют множество различных потребностей. Эти потребности можно условно разделить на пять основных категорий. Маслоу исходит из того, что на человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в группы, расположив их по принципу иерархии. В настоящее время можно говорить о том, что теория потребностей Абрахама Маслоу, предложенная им в работе "Теория человеческой мотивации" (1943 г). является классической мотивационной теорией.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире
В своей теории он разделил потребности человека на пять основных групп потребностей: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения и признания, и самореализации. Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
Первичные и вторичные потребности распределены на пять уровней.
Классификация потребностей А. Маслоу.
1. Потребности физиологические
2. Потребности в безопасности
3. Потребности в принадлежности и любви
4. Потребности в уважении (признании)
5. Потребности в самоактуализации
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Наконец, Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Например, люди могут отдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви и принадлежности. Таких людей больше интересует престиж и продвижение по службе, а не близкие отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположена потребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация (Maslow, 1970). К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.
Рассмотрим категории потребностей Маслоу и выясним, что включает в себя каждая из них.
1. Физиологические потребности
Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием. В эту группу включаются потребности: в пище, воде, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур, укрытии, половом удовлетворении. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Человек, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Физиологические потребности доминируют над всеми прочими. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии. Человек, который нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет желать пищи сильнее, чем всего остального. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены.
2. Потребности в безопасности
Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности и защите. Сюда включены потребности: в безопасности, стабильности, в защите, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх, тревога и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.
Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизирующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, крушение власти.
3. Потребности в принадлежности и любви
Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Человек начинает остро чувствовать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой для человека. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.
Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Скорее он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимном уважении, восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для здорового чувства достоинства. Когда вас не любят, появляется пустота и враждебность, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида.
Маслоу говорит: "Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали... Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учиться ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью".
4. Потребности в уважении
Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям в уважения. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией) постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя.
Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в уважении: потребность в самоуважении и в уважении другими. Первая категория включает такие понятия, как компетентность, уверенность в себе, достижения, адекватность, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, принятие, проявление внимания и оценка. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.
Удовлетворение потребности в уважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, достоинство, осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и беспомощности.
Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается. Тому есть две причины. Во-первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во-вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации. Эти положения отчасти могут объяснить заявление Маслоу, что истинная самоактуализация встречается только после достижения зрелого возраста.
5. Потребности в самоактуализации
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности.
Самоактуализация - желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве.
Маслоу обнаружил, что как правило, потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования [5]. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Тормозящее влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно "способствующее" общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. А также сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.
Другой моделью мотиваций, делавшей основной упор на структуру потребностей человека является теория потребностей Клейтона Альдерфера. Теория К. Альдерфера отражает последние результаты в изучении теории мотивации.
Клейтон Альдерфер выявил недочеты в иерархической теории потребностей Маслоу и, устраняя их, разработал собственную концепцию, известную как теория потребностей. Так же, как и А. Маслоу, Клейтон Альдерфер в своей теории (ERG - existence, relatedness, growth) исходил из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей А. Маслоу, он считал, что существуют три группы потребностей:
1) потребности существования (existence);
2) потребности связи (relatedness);
3) потребности роста (growth).
Он утверждал, что эти три потребности аналогичны группам потребностей, выделенным А.Маслоу.
Потребности существования как бы включают две группы потребностей «пирамиды» А. Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности.
Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребности связи, по К. Альдерферу, отражают социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей в уважении и самоутверждения из «пирамиды» А. Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности «пирамиды» А. Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения «пирамиды» А. Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением человека к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т.п.
Движение вверх по ровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения, а процесс движения вниз- процессом фрустрации.
Эти три группы потребностей так же, как и в теории А. Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями А. Маслоу и К. Альдерфера есть одно принципиальное различие. Оно состоит в том, что, по А. Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх; К. Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны - наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом К. Альдерфер считает, что в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности роста, у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребности отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. И этот процесс определяет наличие движения сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивировании людей. Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое число эмпирических подтверждений ее правильности.
Важно, что Альдерфер не соотносил потребности с иерархической структурой и утверждал, что все потребности могут быть активными в любой данный момент. Некоторые из них, например, потребности в росте, могут практически усиливаться по мере того, как удовлетворяются. Несмотря на то, что результаты практических исследований в области человеческих потребностей лучше вписываются в теорию Альдерфера, она не составила альтернативы популярной и более понятной иерархии
потребностей Маслоу.
a. Описание респондентов
В исследовании принимали участие люди как практикующие йогу, так и те, кто собирается заниматься. С помощью теста опрашивались:
- коллеги, работающие со мной в одной организации, их друзья, родственники, знакомые;
- сотрудники компаний, с которыми я общаюсь по рабочим вопросам, их друзья, родственники, знакомые;
- члены йога-клуба, в котором я занимаюсь;
- студенты обучающей программы профессиональной подготовки преподавателей Кундалини йоги.
Общее количество респондентов - 76 человек, проживающих в 5 городах России. Из них 30 человек (39.5% от общего количества) занимаются Кундалини йогой, 29 человек (38,2%) – Хатха йогой, 6 человек (7,9%) – йогой Айенгара, 2 человека ( 2,6%) – Аштангой – виньясой, 9 человек (11,8%) – не практикующий йогу, но планирующих начать заниматься.
Возраст опрошенных респондентов:
1. Занимающиеся Кундалини йогой: от 22 до 57 лет
2. Занимающиеся Хатха йогой: от 21 года до 36 лет
3. Занимающиеся йогой Айенгара: от 22 до 42 лет
4. Занимающиеся Аштангой – виньясой: 23 года и 28 лет
5. Планирующие начать заниматься: от 21 года до 49 лет
Таблица 1
В таблице представлена возрастная градация опрашиваемых в зависимости от видов йоги, чел.:
Вид йоги |
Возраст |
Итого: | |||||||
20-25 |
26-30 |
31-35 |
36-40 |
41-45 |
46-50 |
51-55 |
56-60 | ||
Кундалини |
5 |
7 |
6 |
6 |
1 |
1 |
3 |
1 |
30 |
Хатха |
15 |
10 |
3 |
1 |
|
|
|
|
29 |
Айенгара |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
|
|
|
6 |
Аштанга |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
Начинающие |
2 |
1 |
4 |
1 |
|
1 |
|
|
9 |
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
|
76 |
Возраст занимающихся Хатха йогой значительно меньше, чем у занимающихся другими видами йоги, и основная масса (25 чел.) находится в пределах 20-30 лет, что составляет – 86,2% от общего числа, занимающихся Хатха йогой. Возраст 80% занимающихся Кундалини йогой (24 чел.) находится в пределах 20-40 лет.
В дальнейшем для удобства анализа исследования и сравнения людей, занимающихся Кундалини йогой и йогой, «как практикой физических упражнений», я сгруппировала занимающихся Хатха йогой, Аштангой-виньясов, йогой Айенгара в одну группу «Хатха» и в дальнейшем анализе буду использовать 3 группы занимающихся: «Кундалини», «Хатха», «Начинающие».
3.2 Описание и структура теста
Исследование проводилось с помощью созданного мною опросного листа:
Общая информация теста включает указания по заполнению и вопросы, определяющие пол, возраст опрашиваемого и информацию о том, занимается ли он йогой и если «да», то какой.
Пункт 1 проясняет первичную мотивацию человека, побудившую его начать практиковать йогу.
Пункт 2 проясняет мотивацию в соответствии с «Иерархия потребностей» по А.Маслоу.
2 |
Выберите основные мотивы, побудившие Вас заняться йогой: |
а) |
желание стать уверенным в себе (улучшив физическую форму) |
б) |
найти новых друзей, теплое общение |
в) |
избавиться от хронических заболеваний, физических недугов |
г) |
улучшить материальное положение (преподавание йоги - как новая профессия) |
д) |
найти силы для преодоления жизненных трудностей |
е) |
развить свои способности, раскрыть свой потенциал, талант |
ж) |
быть независимым от материального комфорта |
з) |
стать признанным специалистом, знатоком в вопросах йоги |
и) |
избавиться от стрессов, укрепить нервную систему |
к) |
познать новое и неизведанное (постоянно самосовершенствоваться) |
л) |
найти круг единомышленников для обсуждения общих интересов |
м) |
Если что-то другое, напишите, что: |
При этом физиологические потребности выявляются выбранными вопросами - г), ж); потребности в безопасности – в), д), и),
потребности в принадлежности и любви – б), л),
потребности в уважении – а), з),
потребность в самоактуализации – е), л).
Пункт 3 проясняет мотивацию по Методике Додонова «Предпочитаемые переживания».
3 |
Что Вы хотите получить от занятий йогой? |
а) |
Чувство того, что происходит что-то необычное, таинственное, непознанное; удовольствие, возникающее при восприятии музыки, мантр |
б) |
Удовольствие от мысли, что тело с каждым днем становится более сильным, красивым; ощущение внутренней силы |
в) |
Гордость, подъем духа, когда видишь, что добиваешься успешных результатов |
г) |
Веселье, хорошее физическое самочувствие, наслаждение физическими нагрузками, или отдыхом и безмятежностью |
д) |
Интерес от погружения в себя, познание собственных новых ощущений |
е) |
Радость, хорошее настроение, от дружеского общения с единомышленниками |
ж) |
Если что-то другое, напишите что: |
При этом за каждым переживанием стоит какая-либо одна потребность:
- биологическая – варианты ответов б) г);
- социальная – варианты ответов в), е);
- познавательная – варианты ответов а), д).
Эти потребности соответствуют группам потребностей по теории К.Альдерфера:
1) потребности существования;
2) потребности связи;
3) потребности роста.
Пункт 4 отражает уровень удовлетворенности – неудовлетворенности жизненными аспектами человека по Методике диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И.Вассермана (модификация В.В. Бойко).
Сам термин "фрустрация".в переводе с латинского означает – обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
4 |
Удовлетворены ли вы: |
а) |
своей физической формой |
б) |
своим образованием |
в) |
своим образом жизни в целом |
г) |
взаимоотношениями с коллегами и администрацией на работе |
д) |
содержанием своей работы в целом |
е) |
своим положением в обществе |
ж) |
материальным положением |
з) |
жилищно-бытовыми условиями |
и) |
отношениями в семье (с супругом (ой), родителями, детьми) |
к) |
проведением досуга |
л) |
отношениями с друзьями |
К каждому вопросу предлагается 3 типа ответа: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». К каждому варианту ответа пункта 4. присваиваются баллы: «да» - 0, «затрудняюсь ответить» - 2, «нет» - 4.
3.2. Анализ потребностей и выявление взаимосвязи между потребностями и мотивацией человека заниматься йогой и выбором практики
Таблица 2.
Процентное соотношение первичных мотивов занимающихся йогой, побудивших практиковать йогу, %
|
Наименование мотива |
Кундалини |
Хатха |
Начинающие |
а) |
врач порекомендовал |
|
10,8 |
|
б) |
это модно |
3,3 |
5,4 |
11,1 |
в) |
за компанию |
16,7 |
21,6 |
22,2 |
г) |
есть интерес к восточной культуре |
60,0 |
59.5 |
55,6 |
д) |
хочу духовно развиваться |
73,3 |
75,7 |
66,7 |
е) |
проблемы в семье |
3,3 |
8,1 |
11,1 |
ж) |
физиологические мотивы (укрепить здоровье, улучшить физическую форму, замена спорта) |
16,7 |
24,3 |
33,3 |
ж) |
эмоционально-психологические проблемы (депрессия, эмоциональное потрясение, стрессы, безысходность в решении жизненных проблем) |
16,7 |
2,7 |
11,1 |
ж) |
познавательные мотивы (самопознание, реализация своих способностей, изменить жизнь) |
13,3 |
8,1 |
11,1 |
Анализируя данную таблицу можно сделать следующие выводы:
1. основным мотивом, побудившим участников опроса начать практиковать йогу, является духовное развитие, данный мотив имеет самый высокий процент в каждой группе, но наибольший в группе «Хатха» - 75,7%;
2. вторым по степени важности оказался мотив «интерес к восточной культуре». В группе «Кундалини» он составил 60,0%, в группе «Хатха» - 59,5%, у «Начинающих» - 55,6%;
3. на третьем месте находятся мотивы улучшения здоровья и физической формы; наибольший процент (33,3%) среди «Начинающих», затем в группе «Хатха» (24,3%) и меньше всего в группе Кундалини (16,7%);
4. мотивы «за компанию» и «это модно» повлияли в большей степени на людей из группы «Начинающие» (22,2% и 11,1%) и «Хатха» (21,6% и 5,4%);
5. по рекомендации врача в йогу пришли только в группу «Хатха» - 10,8%;
6. эмоционально-психологические мотивы в большей степени повлияли на людей, занимающихся Кундалини йогой (16,7%).
Обобщая информацию по группам, можно сделать вывод, что занимающиеся Кундалини в большей мере занимаются йогой для духовного развития, из-за интереса к восточной культуре, а так же для преодоления различных эмоциональных проблем и для физического здоровья. В группу «Хатха» так же пришли для духовного развития, из-за интереса к восточной культуре, а так же физического здоровья (в т.ч. по рекомендациям врача). «Начинающих» побудили заняться йогой те же мотивы, что и у группы «Хатха».
Анализ потребностей в соответствии с «Иерархией потребностей» по А.Маслоу
Второй раздел теста позволил выявить основные потребности, побуждающие заниматься йогой.
Таблица 3.
Потребности, оказывающие влияние на мотивацию человека заниматься йогой.
Анализ таблицы выявляет общие тенденции в преобладании у людей всех групп 2-х главных потребностей, оказывающих наибольшее влияние в формировании мотивов людей заняться йогой, это потребности в самоактуализации и безопасности. Потребность в самоактуализации есть у 88,9% группы «Начинающие», у 80,0% людей группы «Кундалини» и у 64,9% группы «Хатха». Потребность в безопасности выявилась у 88,9% «Начинающих», у «Кундалини» и «Хатха», эта потребность примерно на одном уровне, соответственно 73,3% и 70,3%.
Остальные потребности не оказывают значительного влияния на мотивацию.
Анализ эмоциональных состояний
Таблица 4.
Предпочтительные переживаний, оказывающие влияние на мотивацию человека заниматься йогой
|
Эмоции |
Кундалини |
Хатха |
Начинающие | |||
кол-во, чел |
% |
кол-во, чел |
% |
кол-во, чел |
% | ||
б) |
Удовольствие от мысли, что тело с каждым днем становится более сильным, красивым; ощущение внутренней силы |
16 |
53,3 |
28 |
75,7 |
7 |
77,8 |
г) |
Веселье, хорошее физическое самочувствие, наслаждение физическими нагрузками, или отдыхом и безмятежностью |
21 |
70,0 |
30 |
81,1 |
8 |
88,9 |
в) |
Гордость, подъем духа, когда видишь, что добиваешься успешных результатов |
13 |
43,3 |
22 |
59,5 |
6 |
66,7 |
е) |
Радость, хорошее настроение, от дружеского общения с единомышленниками |
14 |
46,7 |
15 |
40,5 |
5 |
55,6 |
д) |
Интерес от погружения в себя, познание собственных новых ощущений |
23 |
76,7 |
32 |
86,5 |
8 |
88,9 |
а) |
Чувство того, что происходит что-то необычное, таинственное, непознанное; удовольствие, возникающее при восприятии музыки, мантр |
10 |
33,3 |
11 |
29,7 |
5 |
55,6 |
Анализируя то, какие эмоции предпочтительны для человека во время практики йоги, мы можем определить, потребности людей, чтобы преподаватели йоги смогли это учитывать при подготовке своих классов, что придает исследованию практическую важность. Что важнее - «Гордость, подъем духа, когда видишь, что добиваешься успешных результатов» или «Интерес от погружения в себя, познание собственных новых ощущений»? Зависит от того, какую потребность испытывает человек – в уважении или потребность в самоактуализации.
Варианты б) и г) относятся к категории биологических потребностей (затрагивают физиологические потребности и потребности безопасности по Маслоу), и их выбрал самый большой процент опрошенных. Вариант д) Интерес от погружения в себя, познание собственных новых ощущений (относящийся к категории потребностей роста) выбрали для себя 88,9% человек группы «Начинающие», 86,5% из группы «Хатха» и 76,7% группы «Кундалини».
Удивительным для меня оказалось то, что мотив, относящийся к категории потребностей роста - вариант д) Чувство того, что происходит что-то необычное, таинственное, непознанное; удовольствие, возникающее при восприятии музыки, мантр - выбрали всего 33,3% группы «Кундалини», ведь музыке и пению мантр на классах Кундалини йоги отводится большое значение.
Принимая во внимание полученные результаты, можно сделать сделанные выводы, что выявив у человека предпочтительные переживания (и соответственно потребность), можно рекомендовать ему посещать те или иные классы, которые отличаются интенсивностью нагрузок, преобладанием в них статических или динамических упражнений, стилем ведения классов преподавателем. Например, человеку, выбравшему вариант б) Удовольствие от мысли, что тело с каждым днем становится более сильным, красивым; ощущение внутренней силы, можно посоветовать пойти на классы с интенсивными нагрузками, человеку, выбравшему вариант е) Радость, хорошее настроение, от дружеского общения с единомышленниками возможно понравятся классы у преподавателя, который применяет парные практики на своих классах и т.д.
Итоговый средний индекс социальной фрустрированности исследуемых респондентов по группам показал, что в среднем степень неудовлетворенности социальными аспектами жизни в среднем по каждой группе не высок. Он составил:
у занимающихся Кундалини – 1,41 – очень низкий уровень;
у занимающихся Хатхой – 0,91- очень низкий уровень;
у начинающих – 1,68 – пониженный уровень.
Следует отметить, что 8 человек в группе «Хатха» показали 0 уровень фрустрированности по всем аспектам жизни, что возможно предопределило низкий итоговый средний индекс по группе. Причем у 2-х человек при анализе теста выявилась потребность в безопасности, еще у 2-х – потребность в безопасности и самоактуализации, у одного – выявились все потребности, анализ остальных 3-х анкет выявил отсутствие потребностей у человека.
Это может быть проявлением отсутствия нормальной связи между интеллектом и эмоциями. Человек не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для себя.
Таблица 5.
Распределение по уровням социальной фрустрированности
Уровень фрустрированности |
Кундалини |
Хатха |
Начинающие | |||
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел. |
% |
Кол-во, чел. |
% | |
3,5-4 очень высокий |
|
|
|
|
2 |
22,22 |
3,0-3,4 повышенный |
1 |
3,33 |
|
|
|
|
2,5-2,9 умеренный |
2 |
6,67 |
|
|
|
|
2,0-2,4 неопределенный |
6 |
20,00 |
3 |
8,11 |
2 |
22,22 |
1,5-1,9 пониженный |
5 |
16,67 |
7 |
18,92 |
1 |
11,11 |
0,5-1,4 очень низкий |
12 |
40,00 |
16 |
43,24 |
1 |
11,11 |
0-0,5 отсутствие |
4 |
13,33 |
11 |
29,73 |
3 |
33,33 |
Итого: |
30 |
100,00 |
37 |
100,00 |
9,0 |
100,00 |
Анализ таблицы показывает, что наибольшее количество практикующих йогу - 40,0% (12 человек) из группы «Кундалини» и 43,24% (16 человек) группы «Хатха» имеют очень низкий уровень фрустрированности аспектами жизни.
Таблица 6.
Показатели среднего уровня фрустрированности по аспектам жизнедеятельности
Наибольшие показатели уровня фрустрированности по многим аспектам (недовольство физической формой, материальным положением, жилищно-бытовыми условиями и проведением досуга, образованием, образом жизни в целом) выявились у «Начинающих», что соответствует высокому проценту людей, этой группы, нуждающихся в потребности безопасности и самоактуализации.
Неудовлетворенность материальным положением, жилищно-бытовыми условиями, образованием порождают неуверенность в завтрашнем дне, в социальной защищенности (потребность в безопасности). И как следствие – желание научиться «самонастраиваться» со своей внутренней природой, научиться нести ответственность за свой жизненный путь, стремление к самопознанию, изменению мировоззрения, образа жизни (потребность в самоактуализации). У остальных групп наибольшие показатели уровня социальной фрустрированности выявились по таким аспектам жизни, как материальное положение, жилищно-бытовые условия, физическая форма.
Хочется отметить, что мои ожидания, того, что недовольство своей физической формой, будет фактором с довольно низким уровнем фрустрированности, т.к анализ потребностей занимающихся йогой, показал, что потребность в уважении имела не высокие показатели (4 место по степени важности), не оправдались.
Как оказалось, йогой люди идут заниматься (в основном) не для улучшения своей физической формы, а для более значимых для них целей, продиктованных потребностями в безопасности и самоактуализации (в частности по мотивам, перечисленным выше: для выхода из депрессии, преодоления эмоциональных потрясений, улучшения здоровья, реализации своих способностей, избавления от наркотической зависимости, способности противостоять стрессовым ситуациям и т.д.).
Выводы
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы:
Деятельность человека всегда обусловлена реально существующими потребностями: люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать.
По результатам тестирования людей, практикующих или только начинающих заниматься йогой выяснилось, что основными для них являются: потребности в безопасности и самоактуализации.
На потребности человека в значительной мере влияет степень его довольства-недовольства (социальная фрустрированность) жизненными аспектами. Но есть исключения – недовольство своей физической формой является важным мотивом для занятия йогой, но не преобладает над другими мотивами.
Изучение потребностей и мотивов людей, побуждающих человека заниматься йогой имеет немаловажное значение, как для самого человека, так и для преподавателя йоги, для построения таких отношений между преподавателем и учеником, основанных на понимании важности и нужности происходящего процесса, которые помогут ученику развиваться по всем линиям развития.
Каждый преподаватель Кундалини йоги должен учитывать эти потребности, помогать людям определить свои потребности и строить свою работу так, чтобы максимально помочь ученику удовлетворить их. Чтобы каждый человек, придя на класс йоги, чувствовал, что его понимают, ждут здесь и готовы помочь; и обратившись к преподавателю по любому вопросу, он может получить квалифицированную помощь и дружескую поддержку.
Йоги Бхаждан говорил, что «Кундалини йогу невозможно изучить без учителя. Ее невозможно изучить по книгам. Она передается непосредственно от души учителя. Именно поэтому Кундалини йогу называют также «золотым путем» или «золотой цепью». Она называется так потому, что она передается одним человеком другому, от него следующему как по звеньям цепи». Поэтому для ученика так важно найти «своего» учителя, который поверит в него и поможет вырасти.