• Ротенберг А.А. Передача Учения йоги в современных условиях.
В условиях современной западной цивилизации и российского мегаполиса в частности, невозможно скалькировать восточные пути передачи учения йоги. Это связано, прежде всего, с особенностями восточного и западного отношения к обучению и взаимоотношений между учеником и учителем.
В восточной традиции Учитель – признанный и уважаемый Мастер - сам выбирал себе ученика, в котором видел потенциал будущего мастера и носителя передаваемой традиции. Он выбирал из отпрысков определенного сословья, обладавших высоким генетическим и психологическим статусом, что является необходимым условием достижения мастерства в йогической практике. Ученик следовал указаниям Мастера беспрекословно, с глубинным доверием, заложенным тысячелетними традициями отношений к духовным учителям на востоке. Эти отношения Учитель - Ученик (Гуру – Чела) описываются как особое таинство, духовное родство, взращивающее древо мастерства из соответствующего семени (бидж).
В настоящее время на западе обучение йоге проходят принципиально в других условиях. Ученик выбирает себе инструктора, по своим эмоциональным и/или логическим предпочтениям. Как правило, эти инструкторы еще не достигли вершин мастерства, и находятся сами на пути совершенствования. В большинстве случаев, как инструкторы, так и ученики йоги приходят в практику, мотивируемые разрешить свои физические и/или психологические проблемы, и не являются носителями высокого генетического и психологического статуса.
Авторитет Мастера в западной традиции не так безоговорочно высок, как на востоке, тем более, если это просто инструктор йоги. Поэтому отношения учитель – ученик пропитаны сомнениями и недоверием, что очень усложняет продвижение в те моменты практики, когда ученик сталкивается с тяжелыми вызовами и кризисами и нуждается в опоре и поддержке.
На наш взгляд в западных условиях авторитет личности Мастера заменяется авторитетом наработанных технологий и научным обоснованием происходящих физиологических и психологических процессов. Западному ученику йоги важно понимать, что и зачем он делает, практикуя, и это является основой его доверия к практике. Создается связка Учение – Ученик, где инструктор является более опытным проводником Учения, данного Мастером.
Мы рассматриваем Кундалини йогу как метод интегративной телесно-ориентированной психологии, а так же описываем программу подготовки западного инструктора кундалини йоги, исходя из реальных задач, поставленных перед современной йогой на западе.
Мы считаем, что большинство западных йогических школ несут задачу прежде всего коррекции, т.е. работают с физическим и психологическим оздоровлением практикующих, создавая фундамент для дальнейшего личностного и духовного развития. Это в свою очередь рисует портрет современного западного инструктора йоги, как специалиста помогающей профессии, обладающего навыками психолога-консультанта.
В нашей программе профессиональной подготовки инструкторов кундалини йоги, как специалистов помогающей профессии, мы берем технологию ведения классов Кундалини йоги так, как её дал Йоги Бхаджан, философскую базу – гуманологию, данную Мастером, и, в качестве научного обоснования, используем наработанные знания в области физиологии, западной и восточных школ философии, интегративной психологии (седьмой волны психологии) и телесно-ориентированных направлений психотерапии.