• Кен Уилбер. Спектр Патологии
ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ
К понятию «психическая патология» я отношу все духовные кризисы и патологии, которые:
1) возникают спонтанно;
2) вторгаются каким-либо образом с низших уровней развития во время тяжелого стресса (так называемые психотические эпизоды)
и 3) осаждают человека, начинающего практиковать созерцательные дисциплины.
• 1. СПОНТАННЫЕ
Наиболее драматична психическая патология, возникающая при спонтанных и, как правило, ненамеренных пробуждениях духовно-психических энергий и способностей. В легких случаях эти кризисы вызывают беспокойство, в тяжелых могут приносить опустошение. Пробуждение кун- далини, например, может давать эффект своеобразного психологического динамита.
• 2. ПСИХОЗОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ
Одним из наиболее загадочных аспектов преходящих шизофренических нарушений, или психозоподобных эпи- зодов, является то, что они часто содержат глубинные ду- ховные прозрения, но структурируются в невротичной, пограничной или даже откровенно психотической (в час- тности, типа параноидальной шизофрении) форме.
• 3. ЛЮДИ, НАЧИНАЮЩИЕ ПРАКТИКУ СОЗЕРЦАНИЯ
Психические патологии периода ученичества:
а) Психическое «наполнение». Универсально-трансперсональные энергии и прозрения психического уровня свя- зываются исключительно с индивидуальным «эго», что порождает крайнюю нестабильность, особенно если присутствуют остатки нарциссизма.
б) Нарушение структурного баланса из-за ошибочного применения духовных техник. Подобные отклонения часто встречаются на пути очищения и искупления в крийя- и чарья-йоге и при использовании более тонких техник, таких как мантраяна. Обычное проявление такого отклонения — слабые всплески тревоги или психосоматические конверсионные симптомы (головная боль, слабая сердечная аритмия, кишечные расстройства и т. д.).
в) Темная ночь души. Когда переживание Божественного в первый раз начинает меркнуть, душа страдает и переживает глубокое депрессивное состояние, ощущая себя заброшенной (не следует путать это состояние с пограничной, невротической или экзистенциальной депрессией).
г) Расщепление жизненных целей. Вопрос, остаться ли в мире или уйти в медитацию, может мучить и ослаблять психику. Это проявление одной из форм глубинного разлома между высшими и низшими потребностями самости.
д) Псевдодукха. В определенных медитативных техниках (например, випассане) начальная фаза обучения осознанию приносит понимание болезненности проявленного существования как такового. Если данное проявление при- обретает подавляющий характер, то его можно назвать псевдодукхой. Подобное состояние часто возникает как остаточный результат экзистенциальных, психоневроти- ческих или пограничных проблем. Человек не достигает понимания горечи жизни как таковой, он просто ожесто- чается на жизнь.
е) Пранические нарушения. Такие нарушения возникают из-за неправильного управления энергией кундалини на ранних стадиях ее пробуждения. В некоторых случаях психические (пранические) каналы чрезмерно или слабо раз- виты, перекрыты или раньше времени открыты как при нарушении субстанции «ветра» (rlung) в традиции тибетского буддизма. Пранические нарушения вызываются непра- вильной визуализацией и концентрацией и сопровождаются драматическими психосоматическими синдромами, неконтролируемыми мускульными спазмами, сильной го- ловной болью, затруднением дыхания и т. д.
ж) «Иогическая болезнь» (Ауробиндо). Согласно Ауробиндо, подобные отклонения возникают, когда развитие вы- соких или психических уровней сознания требует чрезмерного напряжения эмоционально-физического тела, вызывая различные телесные нарушения — от аллергии до кишечных расстройств и затруднений сердечной деятельности.
ТОНКИЕ НАРУШЕНИЯ
Проявление тонкой базисной структуры сознания несет в себе возможность развития на тонком уровне: новое понимание себя, новые объектные отношения, мотивации, новые формы жизни, новые формы смерти, а значит, и новые формы возможной патологии.
Здесь существуют два уязвимых момента:
1) дифференциация — отделение — трансценденция предыдущих ментально-психических измерений;
2) идентификация — интеграция — консолидация тонкой архетипической самости и ее объектных отношений. Такого рода патология чаще возникает на средних — между начинающими и продвинутыми — стадиях медитации. Вот некоторые из многих ее форм.
• 1. НЕУДАЧА ИНТЕГРАЦИИ ИЛИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Тонкая базисная структура, постигаемая и воспринимае- мая на различных путях как бытие, сила, прозрение, Божественная Форма, светящееся Присутствие (ради упрощения назовем все это архетипическим присутствием, или осознанием), поначалу воспринимается, говоря языком метафоры, как находящаяся «над и за» ментально-психическим сознанием. По мере углубления процесса созерцания самость отделяется от привязанности к психике и поднимается к интуитивному отождествлению с основой, прозрением, проявлением архетипа или осознанием. Мы постепенно осознаем, что Божественная Форма, или Явление, — наш собственный архетип, образ нашей собственной природы. Эта идентификация возникает вместе с устойчивым видением объектных отношений и тонкого сознания — бесконечного пространства, слуховых озарений (нада), сфер господствующего знания Брахмы. Неудача в постижении этой первичной идентификации, когда чело- век фактически структурно уже обладает способностью к этому, и является центральным определением патологии подобных синдромов, потому что заключает в себе разделение между самостью и архетипом, в терминах христи- анства — патология души. Причина этого разделения состоит в том, что иденти- фикация с архетипическим присутствием, или осознанием, требует смерти ментально-психической самости. Что- бы не допустить этого, самость сжимается до своего собственного отделенного существования, разделяя при этом высшее первичное архетипическое тождество.
• 2. ПСЕВДОНИРВАНА
Псевдонирвана — ошибочное принятие тонких, или архе- типических, форм, озарений, восторгов, состояний экстаза, прозрений за окончательное освобождение. Это состояние патологично, если только человек действительно стремится к причинному или конечному уровням сознания, так как при этом привязанность к тонкому миру и всем его переживаниям считается патологией, «макио», тонкими иллюзиями, дзен-болезнью.
• 3. ПСЕВДОПОСТИЖЕНИЕ
Это эквивалент псевдодукхи на тонком уровне. Когда випассана-медитация переходит к осознанию на тонких уровнях, наступает стадия прозрения, называемая постижением. Любое содержание сознания представляется ужасным, гнетущим, отвратительным, мучительным и ненавистным, этому сопутствуют крайняя физическая боль и сильный ментально-психический дискомфорт. Однако на данной стадии это не патология, а нормальное прозрение предельной неудовлетворительности феноменов, если их рассматривать отдельно от ноумена. Эта сильнейшая мука и отвращение мотивируют трансценденцию всех постижимых проявлений в нирване. Патологическое псевдопостижение возникает, если процесс задерживается и душа как бы стоит на берегу своей собственной агонии. В глубокой структурной форме эта патология напоминает упоминавшуюся ранее недостаточную связь архетипического осознания с устойчивым видением всех объектных отношений тонкого уровня.
ПАТОЛОГИЯ ПРИЧИННОГО УРОВНЯ
Последний важный шаг саморазвития касается разделения на бесформенность, или непроявленное, и мир формы, или сферу проявленного. Нормальное развитие требует их точной дифференциации (на причинном уровне) и финальной интеграции (на ультимативном уровне), а патология возникает, если этого не происходит.
• 1. НЕОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Неспособность принять окончательную смерть архетипической самости, являющейся попросту тончайшим уровнем ощущения собственной индвидуальности, замыкает сознание в привязанности к некоторым аспектам проявленного мира. Великая смерть так и не происходит, и бесформенное Сознание теряет возможность дифференцироваться или трансцендировать проявленную сферу, блокированную тончайшими сжатием, схватыванием, стремлением или желанием; последним препятствием яв- ляется желание освобождения.
• 2.НЕОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ, ИЛИ БОЛЕЗНЬ АРХАТА
Сознание дифференцируется ото всех объектов сознания или всей проявленной сферы до такой степени, что объекты даже не возникают в сознании (джняна самадхи, нирвикальпа самадхи, нирвана). Хотя это считается последней целью некоторых путей, на самом деле в сознании присутствует тонкое разделение, двойственность или напряжение между проявленной и непроявленной сферами. Только когда это разделение преодолевается, проявленная сфера становится модификацией сознания, а не отвлечением от него. Это — классическая сахадж-бхава самадхи. Мне не попадалось текстов или высказываний какого-нибудь мудреца, упоминавших более высокий уровень.