Кен Уилбер (Ken Wilber) (род. 31 января 1949) — американский философ, основавший интегральный подход, объединивший в себе все основные изыскания в таких различных сферах, как психология, психология развития, социология, философия, мистицизм, постмодернизм, естественные науки, когнитивные науки, теория систем и др.; один из основателей Интегрального института и Интегрального университета — исследовательских и образовательных организаций, направленных на изучение фундаментальных и прикладных аспектов формирующейся в настоящий момент волны интегрального сознания.
Это поднимает очень важный вопрос:"Будет ли интегральность оставаться уделом когнитивного меньшинства? Возможно, так как глубокое понимание чего-либо более зрелого требует нескольких необычных способностей и пониманий. Они, к примеру, включают: * Восприятие уровней развития взрослых людей * Развитие самих себя до постконвенциональных, второпорядковых уровней
· Использование интегрального, в особенности интегрального аперспективного познания
* Открытость к большим картинам и комплексности.
К счастью, когнитивное меньшинство может составить передовой край, привлекающий значительные слои общества.
Оптимизация того, что может дать интегральность, потребует от нас развития нашего собственного индивидуального и коллективного обучения, взросления, мастерства и эффективности. Очевидно, что это достаточно большая тема и вызов/возможность длинной в жизнь, у которых есть по крайней мере два ключевых требования: тщательная работа и становление посредниками гносиса.
* Во-первых: человек должен сам впитать эту мудрость и стать мудрым, поскольку помимо обладания знанием, еще нужно приобретать и мудрость. Это, конечно же не легкая задача. В действительности, когда речь идет о совершенной духовной мудрости, то на ее достижение может уйти вся жизнь.
* Во-вторых: требованием для посредников гносиса является языковая и понятийная компетентность. Они должны понимать язык и понятийную систему тех людей, с которыми им предстоит общаться.
* Третье требование - перевод. Они должны быть в состоянии транслировать мудрость от ее носителей в язык и понятийную систему получателя таким образом, чтобы возникало:"АГА!!!" - опыт понимания.
Конечно же, это требует восприятия и обращения к уровню развития тех, кто получает, а еще лучше - общение таким способом, который воспринимается на различных уровнях.
Высшие уровни интегрального видения опираются на накопленную мудрость мировых духовных традиций. Восприятие и передача этой постконвенциональной (или лучше трансперсональной) духовной мудрости требует того, чтобы интегральный практик был "адекватен". Я обсужу понятие адекватности позднее.
2. Вдохновение. Изучение интегральных идей может нас вдохновлять. Вдохновение принимает разные лики и находит свое уникальное выражение в каждом из нас. Однако, один ее вид может быть для нас особенно важным. Во-первых - это вдохновение двигаться дальше в работе к высшим ступеням и состояниям, описанным интегральным видением, а во-вторых - помогать этому продвижению у других людей.
3. Дисциплины роста. Другой вид вдохновения - следовать дисциплинам роста. Мы можем извлекать пользу из самого разнообразного спектра практик, включая психотерапию, отношения и групповую работу, соматические практики, служение и конечно же духовные/созерцательные дисциплины. Возможные практики включают полный спектр традиционной дисциплины, современных терапий и Практику Интегральной Жизни. (Уилбер 2008).
4. Самооценка. Мы также можем использовать Интегральную Теорию, чтобы поспособствовать развитию самооценки. К примеру, мы можем воспользоваться интегральными идеями, как Интегральной Операционной Системой (ИОС) для воприятия квадранта и перспективы из которой мы смотрим, и помочь нам воспринять перспективы и возможности, которые мы пропустили.
5. Оценка развития. Другая возможность, по крайней мере теоретическая, использовать интегральную карту для понимания нашего собственного уровня развития. К примеру, иногда утверждается, что мы можем использовать интегральный психограф для определения нашего собственного уровня развития в различных линиях. Однако это довольно спорное утверждение, так как самооценка - трудна, с тонкими тенями, а самообман - впечатляющ. У нас всех бесчисленнные образы себя, всевозможные защиты и бесчисленные слепые пятна. И все это делает самооценку весьма сложной. 6. Отношения, ориентированные на рост. Нам необходим честный отклик от других людей (перспектива второго лица) для восприятия своих собственных слепых пятен. Конечно же, гораздо легче увидеть ограничения других людей, чем наши собственные, и Иисус 2000 лет назад, как известно, сказал: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?" (Матфея 7.3.). Поэтому отношения, направленные на восприятие и освобождение от психологических, духовных ограничений в развитии - бесценны. Альтернативы диалогу или отзыву не существует.