Возможные тени и препятствия
Интегральная модель содержит как вертикальное, так и горизонтальное измерения. Горизонтальные измерения включают типы личности и четыре квадранта. Вертикальные измерения включают линии развития и их уровни (устойчивые структуры) и уровни состояний (развивающаяся последовательность измененных состояний). Эти вертикальные измерения содержат чрезвычайно важный смысл как для понимания интегральных идей, так и потенциальных ловушек, которые могут нас ожидать.
Одно из моих представлений по этому поводу состоит в том, что по мере роста популярности интегральных идей, интегральная модель может превратиться в своего рода теоретическую флатландию. Почему? Потому что горизонтальные измерения квадрантов и типов могут восприниматься людьми, не созревшими к постконвенциональному восприятию и опыту. А поэтому, эти горизонтальные измерения могут стать центральным пунктом популярного мышления и применения. И это может произойти при игнорировании или ошибочном понимании высочайших достижений вертикальных измерений, таких как духовный опыт и уровни. Поэтому я подозреваю, что большинство главных ловушек, ожидающих нас, будут связаны с развитием.
Существует два вида ловушек развития: общие и характерные для определенного уровня. Под общими ловушками я подразумеваю те, которые встречаются на всех уровнях. Характерные для уровня означают, что они в основном относятся к одному или нескольким уровням развития. Каждая перспектива и уровень развития возможно имеет свои собственные западни и основной задачей в ближайшие годы станет их определение и создание картографии этих специфических ловушек. Каждый из нас, вероятно, также может составить свой собственный перечень, но следующие могут быть особенно важными:
Общие ловушки разных уровней
Отрицание предыдущего уровня. Мне кажется существует почти автоматическая привычка обесценивать свою более раннюю перспективу и уровень, а также людей и учреждения, которые на ней остались. Это наиболее ярко проявлено в подростковом возрасте. Однако и интегральные практики этого не лишены. Для них общей ловушкой является обесценивание предшествующих уровней индивидуалистического эго развития, особенно зеленый ценностный мем, а также тех людей и организаций, которые его поддерживают. Это все приводит к интригующему вопросу:
"Какое оптимальное отношение следует развивать и придерживаться по отношению к людям на различных уровнях развития?"
* Забота и сострадание к этим ранним уровням, поскольку это люди, которым мы преимущественно помогаем и служим.
* Любовь к тем, кто находится на одной ступени, так они наша ровня, наша община и наша сангха.
* Благодарность к тем, кто ушел дальше, так как они - наши учителя, ролевые модели, первопроходчики.
Эгоцентрическое злоупотребление своей собственной новой перспективой или уровнем. Существует тенденция злоупотреблять новым уровнем или перспективой для укрепления своего эго и гордыни. Во всяком случае, они вызывают чувство особенности. В своем худшем варианте это порождает раздувание и гордыню, сосредоточенную вокруг таких идей, как: "Я - интегралист!" (таким образом используя интегральные идеи для укрепления своего собственного эго, вместо его трансценденции). На духовных уровнях все это превращается в "духовный материализм" - склонность использовать духовные инсайты и переживания для эгоцентрических целей (Трунгпа, 1975). Исходя из моего опыта, этой ловушки очень трудно избежать. Много раз у меня случались ценные инсайты или переживания, а уже в следующий момент я ловил себя на мысли, что фантазирую о том, как я их буду использовать для славы и признания. Осуждение самого себя и происходящего не поможет. Наоборот, сострадание к своей собственной человечности, и неизбежных ограничений с ней связанных - полезные целительные реакции.
Переоценка своего нового уровня или перспективы. В то время, как "миф данности" утверждает существование мира, ожидающего того, чтобы его открыли, более утонченные философии воспринимают само восприятие - творением. Очень важным является понимание того, что все восприятия отражают перспективы, а все перспективы частичны и избирательны. Каждая перспектива как открывает, так и скрывает, проясняет и искажает. При этом перспективы и восприятие не со всей очевидностью открывают свои собственные ограничения. А посему, очень легко попасть в ловушку переоценки своей собственной перспективы или уровня развития. В общем, это принимает форму, которая может быть названа "переоценка перспективы" или "перспективный редукционизм". При нем мы склонны придавать новой перспективе или идее чрезмерное значение, интерпретировать ею все явления, сводить все к ее компетенции. В худшем случае, это становится утверждением, что человек нашел "Истину", вместо истины. История Исаака Ньютона сообщает нам полезный антидот:
Ньютон широко известен как величайший ученый, из когда-либо живших на земле. В 1665, в возрасте 23, он был студентом Кэмбриджского университета, но вспышка чумы привела к его закрытию. И Ньютон отправился на ферму к своей семье. Работая один, он за 18 месяцев совершил прорыв в четырех различных областях науки: в математике, открыв исчисления, перевернул оптику, открыв световой спектр, преобразовал физику своими прозрениями в гравитации, и перестроил астрономию, пониманием планетарного движения.
Он - подал в отставку, оставив свое кресло в пользу Ньютона. Конечно же, Ньютон страстно желал опубликовать свои находки и написал одну работу по вопросам оптики. В ответ он получил всего 12 критических писем, что привело его в смятение. Он даже принял обет никогда больше не публиковаться, поскольку все это "жертвование моим миром, делом действительной важности" (Феррис, 1988,с.18). Но, не взирая на сопротивление, его призывали публиковать дальнейшие работы. В 45 лет он опубликовал выдающуюся работу "Начала Математики", которая "по общему мнению - величайшая научная книга когда либо написанная". (Хакер, 1991,с.412). И, при этом, в конце своей жизни, Ньютон сделал следующий вывод:
"Я не знаю, каким меня видит мир, но для себя я подобен мальчику, играющему на морском берегу, все время отвлекающемуся на что-то, находящему то гладкую гальку, то необычную ракушку, в то время, как великий океан истины остается непознанным передо мной". (Брюстер 2001, с412).
Все перспективы и восприятия частичны, и все инсайты и понимания которые они сообщают - предварительны.
Эти ограничения понимания трансперсональных переживаний, особенно продвинутых, без прямого личного опыта можно понимать различными способами. Они могут быть рассмотрены в понятиях знания особых состояний и переноса между состояниями. (Тарт, 2001): в развитии, как понимание особых состояний; эпистемиологически, как необходимость открытия "ока созерцания" (Уилбер, 1996), и лингвистически, как трудность понимания означаемого (слова или понятия) без соответствующего опыта в том, что переживается (Уилбер, 2001). Без такого прямого опыта от нас ускользнет глубокое понимание этих понятий или того, что философы называют "высшими ступенями смысла". Но, самое проблематичное при этом состоит в том, что мы не будем воспринимать ускользание смысла и значения. Возможно лучшей иллюстрацией послужит следующая история:
Вообразите, что животное находит некий новый объект. Этот объект - темный снаружи и светлый внутри, с необычным запахом, на вкус ужасен. Понятно, что животное отбросит его с разочарованием. Теперь представьте, что этот же объект находит женщина из дикого племени. Она будет весьма озабочена - объект открывается и закрывается, мягкий и гибкий, с выступающими отметками поверху. Будучи весьма сообразительной, она вскоре сделает удивительное открытие - объект превосходно подходит для разведения огня. А теперь представьте, что этот предмет находит современный ребенок. Он сразу понимает, что это книга. Так как он еще не умеет читать, то не в состоянии понять о чем в ней идет речь. Та же самая книга попадает к взрослому человеку. Он начинает ее читать, но быстро прекращает, поскольку там речь идет о какой то природе реальности, совершенно непонятной ему. Затем книга попадает к физику. Он - открывает и ее и с благоговением понимает, что в ней описывается совершенно новое представление о квантовой физике. В конце концов, книга оказывается в руках женщины, являющейся одновременно и физиком и созерцателем.
Она также ценит квантовую физику и восхищается новыми пониманиями, которые она предлагает, одновременно признавая ограниченную способность всех слов и понятий, передающих фундаментальную природу реальности.
Эта простая история дает нам несколько важных пониманий. Все - животное, ребенок и взрослые совершенно правы в своих восприятиях. Она - не съедобна, хорошо подходит для разведения огня, это книга - восприятие и понимание каждого и оно совершенно верно. Но, при этом всем, оно также и частично, оно не содержит информации о том, что в объекте скрыта более глубокая информация (высокие смысловые уровни), ожидающие своего понимания. Самым важным при этом является то, что мы можем полностью игнорировать более высокие уровни смысла и при этом совершенно не осознавать, что мы их упускаем. В своей широко известной критике научного материализма "Руководство для запутавшихся", английский экономист Е. Шумахер (1997) так описывает эту дилемму:
"Когда уровень знающего не адекватен уровню объекта знания, результатом может быть не только фактическая ошибка, но и нечто значительно более серьезное: неадекватный и обедневший взгляд на реальность".(с.42).
О том, насколько эта тема важна, можно судить по писаниям Мухаммеда и Будды. Они оба использовали метафоры животных для описания тех религиозных деятелей, которые не занимались духовными практиками. Будда описывал подобных людей как пастухов чужих стад, а Мухаммед связывал одну ученость с ишаком, несущим груз из книг. Итак, каким образом нам получить прямой трансперсональный опыт и духовные инсайты с тем, чтобы стать способными воспринимать духовные высоты Интегральной Теории? Ответ: вовлекаясь в духовные и связанные с ними практики настолько полно, насколько это возможно. Это - ключевое требование для любого, кто стремится к правильному пониманию и передаче интегрального видения.
Самодовольство и стагнация: прекращение дальнейшего роста. Появляется самоуспокоение при достижении комфорта, связанного с текущим уровнем развития, вместо продолжения своего роста. Цена ему - стагнация. В целом, каждый более высокий уровень и состояние, приводят к уменьшению страданий, силы становится больше, а соблазны - слаще. Нет необходимости говорить о том, что тенденция к самоуспокоению по мере развития возрастает. На любом уровне мы можем "почить на лаврах" и использовать полученные способности и навыки для личной и материальной выгоды. Проблемы возникают главным образом тогда, когда человек использует эти способности в первую очередь для удовлетворения своего эго, вместо эго трансценденции и служению другим. Это - древняя ловушка, хорошо описанная в Буддизме как "область богов". В ней "боги" нежатся от чувственных наслаждений, заслуженных предшествующими добрыми делами, но совершенно забывают о высшей цели. Мы можем найти и современные примеры этого древнего мифа среди тех, кто приобретает богатство, купается в роскоши, впадая в экзистенциональный и духовный ступор.
Йога описывает эти ловушки как искушение сиддхами. Сиддхи - необычайные способности приобретаемые в результате духовных практик, и не смотря на то, что они могут быть полезными, одновременно они и соблазняющи. Ведущий принцип йоги "мокша, а не сиддхи", где мокша означает просветление или освобождение. Принцип в том, что человеку нужно искать освобождения, а не стремится к сиддхам. Почему? Во-первых, потому что освобождение гораздо более важно. А во-вторых, так как духовное взросление сообщает частичную защиту от соблазнов и корысного использования сиддх, если они и случаются, то будут использованы мудро и во благо.
Импульс к развитию
Одна из наиболее важных и совершенных находок духовных дисциплин, современной психотерапии и психоделических исследований состоит в том, что ум содержит в себе врожденный стимул к развитию и росту. При определенных условиях и практиках, ум обладает способностью к самоисцелению, самоактуализации и самоосвобождению (Маслоу, 1971, Уолш и Гроб 2005). У этого импульса много наименований. Маслоу называл его самоактуализацией, Карл Юнг - индивидуацией. Станислаф Гроф описывает холотропизм, являющийся ростом к целостности. Кен Уилбер использует понятие Эрос, а традиция дзогчен говорит о самоосвобождении. Эти понятия не идентичны, но они пересекаются. Вместе, они указывают на очень важную способность и динамику ума: импульс к развитию к нахождению и развития своих возможностей.
В результате, метапатологии вполне могут процветать в изобильном богатстве современной культуры. Однако, они обычно неправильно воспринимаются и ошибочно диагностируются. Одним из наиболее важных и болезненных вопросов нашего времени является:"Сколько психологических и духовных страданий в современной культуре происходят из-за непризнанных неудач роста?".
Метазащиты. Хоят ум и обладает врожденным Эросом или стремлением к росту и целостности, у него также есть и активные защиты против него. Более того, эти защиты распространяются и на трансперсональные и духовные уровни и состояния. Я узнал об этом на своем собственном опыте, когда много лет тому назад слушал лекцию Рам Дасса, одного из первых исследователей восточных духовных дисциплин, несших их Западу. Я пошел к нему послушать о йогической системе чакр, которая в то время была для меня новинкой. Когда он описывал четвертую чакру, Я подумал: "Вау, как интересно!" При описании пятой, то же "О, да!". Хотя, когда он закончил ее описание, я уже не помнил о чем идет речь. А он стал описывать шестую чакру. Следующее, что я помню, как проснулся от храпа сидевшего рядом со мной человека. Оглядевшись вокруг, а в аудитории было несколько сотен человек, я обнаружил, что значительное их число заснуло, как и я. И не потому что было скучно - Рам Дасс прекрасный оратор.
Если вы полностью осознали, что сансара и нирвана - одно, и постоянно пребываете в этом вечноприсутствующем осознании днем и ночью, тогда, всеми средствами оставайтесь в этом осознании. Однако, если для вас, как для меня, эти недвойственные перспективы являются только редкими восприятиями, тогда необходима практика. Конечно, эта практика может учитывать и восприятие недвойственности. Традиция Дзогчен тибетского буддизма хорошо обобщает это в своей рекомендации "поднимайся снизу, одновременно спускаясь сверху".
Возможные антидоты стагнации:
* Осознание, особенно осознание текущего обольщения самодовольством. Осознание - целительно, а осознание этого самодовольства будет оставаться хотя бы частичной гарантией против него на протяжении всей (духовной) жизни.
* Отношения, ориентированные на рост. Отношения, посвященные росту могут составить одну из лучших защит против застоя. Такие отношения могут включать пары, группы или общины.
* Учителя. Учителя предлагают дальнейшее противоядие. Те, кто продвигаются по пути дальше, могут поделится своими открытиями и предостеречься от ловушек, что неоценимо. Конечно, это не означает, что отношения с учителем, как и отношения любого другого вида, дают иммунитет от ловушек. Имеется ввиду, что отношения с учителями в своем лучшем виде, могут быть чрезвычайно благоприятными. Еврейская мудрость советует: "Пусть ваш дом будет местом встречи для мудрого". Словами Будды: "Мудрый человек скажет вам / Где вы упали/ И где вы еще можете упасть.... найди друзей, любящих истину" (Биром, 1993, с.31).
* Регулярная, длительная практика. Это может быть одним из самых лучших противоядий. Я видел очень много своих друзей и коллег, попавших в ловушки стагнации, депрессии и привязанностей. Общим фактором было то, что они оставили занятия духовными практиками. Хотя продолжение практики - одно из наиболее известных указаний во всех духовных традициях, как советует Коран: "Будь постоянен в молитве".
Заключение
Я подчеркнул опасности или ловушки интегрального пути. Однако ловушки имеют и свои преимущества. Ловушки могут быть как остановками, так и ступеньками, в зависимости от того, останутся ли они нераспознанными и отрицаемыми или признанными и решенными. Непризнанные, эти ловушки могут образовать аспекты наших индивидуальных и коллективных интегральных теней. Тогда они точно достигнут своей цели: приводя к патологии, стагнации и не эффективности. Те же самые ловушки, в случае признания, могут стать возможностями для обучения, исцеления и роста. Как устанавливает Куларнава Тантра "В чем падают, тем и поднимаются". Распознание этих ловушек, и использование их для роста , будет полезно как для отдельных личностей, так и для интегрального движения в целом.
Источник: www.integrallife.com