История развития Кундалини-йоги демонстрирует ее трансформацию из замкнутой на себя духовной традиции сикхов в открытую, доступную западному человеку с его специфическим менталитетом систему саморазвития, в чем, несомненно, знаменательная роль принадлежит Йоги Бхаджану — популяризатору Кундалини-йоги и Белой тантры на Западе.
Вступление на путь Кундалини-йоги требует принятия определенной антропологии, освоения важнейших ее понятий. Антропология кундалини-йоги базируется на энергетических представлениях о человеке, энергийных особенностях каждого пола, взаимоотношений между людьми, подразумевающих возможность самосовершенствования вплоть до раскрытия духовной природы человека.
Кундалини йога - это йога для тех, кто остаётся в мире. Она построена так, чтобы человек обретал состояние гармонии внутреннего и внешнего мира. Это утончённая, точная и совершенная технология, воздействие которой легко пережить на опыте; когда открывается источник энергии, человек испытывает огромное воодушевление, желание жить и дарить радость другим.
Современная трансперсональная психология как всеобъемлющая модель развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины, оказывается важным средством в теоретическом исследовании Кундалини-йоги. Кундалини-йога как духовная традиция и практика представляет собой один из важных источников для развития трансперсональной психологии, с одной стороны. С другой стороны, многое в традиции Кундалини-йоги становится доступным современному человеку благодаря трансперсональной психологии; практику Кундалини-йоги можно рассматривать как одну из интенсивных интегративных психотехнологий (ИИТП).
Став общедоступной духовной традицией для современного человека, живущего в мире и не выходящего из него при вступлении на этот путь, Кундалини-йога приобретает вид интенсивной интегративной психотехнологии. При этом характерные черты ее (основные понятия и антропология) сохраняются, но утрачивают свою уникальность и самодовлеющий характер, вписываясь в холистическую парадигму современной интегративной психологии наряду с другими традициями и практиками.
Йога обладает всеми характерными чертами ИИТП; по сути, йога является одной из ее форм. Специфичными является внешние историко-культурные особенности. Все историко-культурные составляющие йоги могут быть адаптированы для современного человека.
Представление о развитии духовности и ее развитии в Кундалини-йоге вернее всего попадает в то определение интегральной психологии, в котором духовность представляет собой отдельную линию развития. В этом случае для духовного развития должно быть характерно определенное поэтапное развертывание, что не исключает отступлений назад, спиралей, временных скачков вперед или пиковых переживаний любого из главных состояний, не исключает также и наличия отдельных линий развития, присутствия в парадигме кундалини-йоге и четырех других представлений о духовности. Таким образом, парадигма кундалини-йоги и парадигма интегративной психологии являются, по меньшей мере, пересекающимися, а по большей мере — идентичными друг другу.
Важен вопрос о том, утрачивается или сохраняется эго на более высоких уровнях развития. Большинство представителей трансперсональной психологии называют высшие уровни «находящимися за пределами эго» или «надэгоическими», что, по-видимому, подразумевает утрату эго. Если под «эго» подразумевается исключительное отождествление с личным «Я», то эта исключительность по большей части утрачивается или прекращается при дальнейшем развитии — такое «эго» в значительной мере уничтожается (и более высокие стадии правильно именуются надэгоическими). Но если под эго имеется в виду функциональная самость, которая вступает в отношения с обычным миром, тогда такое эго определенно сохраняется (и нередко усиливается).
Общее психологическое развитие — развитие самости или эго - не обязательно должно завершиться, прежде чем может начаться какое-либо духовное развитие.
Пять стадий на пути к мудрости в учении кундалини-йоги описывают стадии развития духовности в соотнесении с преобразованием эго. Мы видим, что стадии развития мудрости являются одновременно стадиями развития духовности и стадиями развития самости. «Смерть эго», понимаемого как состояние омрачения вследствие эгоцентризма, происходит на критической третьей стадии развития; но эго, понимаемое как самость, продолжает свое развитие вместе с духом вплоть до стадии мастера.
Две школы - медитации кундалини-йоги и интегративная психология - постепенно приходят к одинаковым позициям. Хотя стоит заметить, что многие учителя кундалини-йоги не считают возможным дополнять свой метод другими современными техниками интегральной и трансперсональной психологии. Ими утверждается, что йога изначально включает в себя все необходимые практики для самосовершенствования. Что вполне соотносится со словами Кена Уилбера о том, что духовная традиция является лучшей психотехнологией, так как она выверена в течение веков своего становления.