К сожалению, большинство людей не умеет снизить темп своей жизни настолько, чтобы почувствовать, что они устали, находясь под давлением стереотипов и ложных представлений, а также веры в необходимость жить подобным образом дальше, так как они жили до этого. Поскольку они уверены, на основании усвоенной в детстве модели поведения, что именно от этого зависит их выживание. Чувство хронической усталости и неудовлетворённости будит в них тревогу, порождая невроз, но многие не могут сказать самому себе: «Я очень устал», «Я не могу». Карлос Кастанеда однажды очень удачно цитировал: «Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться, за что попало, а зацепившись, он уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился». [2]
Некоторые люди из тех, кто задумывается, однажды говорят себе Stop и пытаются найти выход, действуют. Полученный жизненный опыт говорит нам, что мудрости мы возможно и накопили и вышли с гордо поднятой головой из сложной ситуации, вопрос только какой ценой для нас и нашего тела.
Хорошо известно, что наше тело реагирует на стрессы и травмы, что часто выражается в напряжениях различного рода. Эти напряжения поражают и тело, и сознание. Такова наша природа защиты на сильно тревожащие ситуации или, скажем, на сложную атмосферу дома в детском возрасте, на развод родителей, и т.п. Наше тело запоминает эти напряжения. Память человеческого тела – уникальная вещь. Как подчёркивал Вильгельм Райх, «вся наша структура тела и характера является единым защитным механизмом. И о том же говорил Милтон Эриксон: «Разум и тело – два аспекта одной информационной системы». В памяти мысли связаны как с эмоциями, так и с моторными реакциями, поэтому активация любой из этих компонент в ассоциативной сети активирует и другую компоненту. Наше тело выступает экраном и фиксатором всех социальных взаимодействий, преобразуя психическое в телесное. Возникающие при этом мышечные зажимы выполняют функцию защиты. Блокируя тревожность, гнев и другие эмоции, тем самым превращают мышечный панцирь в психический, одновременно искажая естественные чувства» [3]. Такова наша природа, как быть? Что в этой ситуации может сделать человек, если живёт он в век прогресса. Мы научаемся выживать в социуме. правда, нося с собой кучу доспехов и защит.
И они нам нужны в тот или иной период времени, мы можем ими активно пользоваться, например, встречаясь со старыми друзьями или решая похожую задачу в жизни. Мы постоянно адаптируемся к окружающей среде, иногда удачно, а иногда боль и слёзы. Мы можем закрыться ещё больше от всех и вся как премудрый пескарь из сказки, залечь на дно. )) Жил дрожал, умирал, дрожал? «Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит?».
Известно, что искусство «пробуждения» человека – его способности к осознанному присутствию в реальности – является краеугольным камнем всех духовных практик и учений о развитии человека и оно достижимо, в первую очередь, через внимание к сигналам первичной реальности, т.е. через сигналы собственного тела. Как говорил Айенгар, «просветление ума – это просветление тела». И именно развитие способности к сосредоточению внимания в теле – наблюдению, отслеживанию – ведет к более осознанному участию человека в данном моменте, стабилизирует, заземляет его в реальности, углубляет восприятие себя и мира. Это позволяет ему проложить путь к более полной реализации человеческих возможностей и ресурсов.
При этом, на мой взгляд, самое важное заключается в том, что телесные ощущения всегда являются «якорем», посредством которого возможен доступ к настоящему моменту. На начальном этапе практик Кундалини йоги, начинающим обычно сложно присутствовать в теле и проживать свои ощущения. Они то и дело открывают глаза и опускают руки - в крийях работы с гневом это особенно заметно. Нужно учить настраиваться на практику, стянув всё внимание вовнутрь себя, проживая свой опыт внутри. Налаженный контакт с телом даёт возможность осознанно присутствовать в реальности собственной жизни. Проживая свои эмоции в теле, мы приобретаем навык терпимости, заземлённости и контейнированности.
Кундалини йога интегрирует в единство все жизненные измерения человека: телесное существование, психические переживания и его глубинную сущность, как коренной фактор жизненности. А интеграция (переосмысление и принятие) переживаний играет решающую роль, как на психологическом уровне, так и на биологическом. На практике, идёт психотерапевтическая работа с различными аспектами и уровнями телесно-чувственного осознавания себя. Например, с содержанием и степенью интенсивности ощущений тела, с движением, с релаксацией, с дыханием, с мышечным тонусом, с энергетическими, эмоциональными границами, с ресурсами безопасности и развития, и многим другим.
Для меня лично, многое из перечисленного становилось возможным посредством крий на сияющее тело и на сердечный центр. В крийи на сердечный центр – одной из моих любимых появлялось единение с миром и открытость. Многие после практики тоже это отметили. Во время практики я ставила музыку для глубокой медитации с тета - волнами, что ещё больше погрузило всю группу в медитативное состояние. Крийя плюс глубокая медитация дала сильный положительный эффект. Появлялось чувство глубокого растворения и состояния недвойственности. Точки Пустоты и покоя. Внутренний диалог отсутствовал полностью. При этом было чувство тяжести тела и заземлённости. Открывались новые возможные варианты во взаимодействии с окружающими. После крийи была медитация на процветание, что, на мой взгляд, усилило ощущение контакта и открытого взаимодействия с миром.
Развитие телесно-чувственного осознавания позволяет сформулировать импульсы к внутреннему диалогу, продвижению к большей степени целостности «Я». В свою очередь, хочу отметить, что эти трансформации происходят именно при интеграции полученного опыта в жизнь. Мы видим, как должно быть в идеале, а затем практикуем это в жизни - оттачиваем своё мастерство, взаимодействуя с другими людьми. В этом наш рост и развитие. Мы, совершенствуя себя – совершенствуем отношения с миром. Таким образом, мы учимся всю жизнь.
Ещё раз подчеркну, что развитие личности в Кундалини йоге происходит благодаря слиянию воедино чувств, разума и телесных ощущений. Это помогает восстановить более доверительный и полный контакт с жизнью тела и души, выводит ощущение близости внутри и вовне на новый уровень. Мы действуем изнутри наружу.