Интегральный подход как универсальный инструмент в развитии личности, карьеры, бизнеса.
4.1.Основные компоненты системы.
Чтобы понять целое, необходимо понять части.
Чтобы понять части, необходимо понять целое. Таков круг понимания.
За последние тридцать лет мы стали свидетелями не имеющей исторических прецедентов ситуации: теперь нам доступны все культуры мира. Само знание теперь глобально, и это значит, что (также впервые в истории) нам доступна вся совокупность человеческого знания — открытия, опыт, мудрость и размышления всех основных цивилизаций человечества — досовременных, современных и постсовременных — доступны любому желающему их изучить.
Интегральная карта использует все известные системы и модели человеческого развития — от древних шаманов и мудрецов до сегодняшних прорывов в когнитивных науках — и получает комплекс их главных компонентов в виде 5 простых факторов, факторов, которые позволяют вам видеть и себя, и мир вокруг более исчерпывающими и эффективными способами:
1. 1. секторы [quadrants]
2. 2. состояния (бодрствование, сновидение, глубокий сон или медитативные состояния, измененные состояния, пиковые переживания творческих озарений)
1. уровни или стадии развития
(например от атома к малекулам, 3)
2. линии развития
(множественные способности):
Когнитивная
Межличностная
Психосексуальная
Эмоционационая моральная)
Кадуцей – символа врачебной профессии.
Это жезл, обвитый двумя змеями, с крыльями на своей вершине (см. рис. 2). Сам жезл олицетворяет позвоночный столб, тогда как змеи, обвивающие жезл, олицетворяют отдельные чакры, продвигающиеся по позвоночнику снизу вверх, и сами два змея олицетворяют солнечную и лунную (или мужественную и женственную) энергии в каждой из чакр.
4.2.Интегральная система К. Уилбера и ее применение в развитии личности, карьеры, бизнеса.
Главная идея интегральной системы заключается в том, что каждое событие в этом явленном мире имеет все три этих измерения. Вы можете рассмотреть любое событие с точки зрения «я» (или того, как лично я воспринимаю и ощущаю это событие), с точки зрения «мы» (или того, как не только я, но и другие воспринимают это событие) и с точки зрения «оно» (или объективных фактов данного события).
Итак, интегрально информированный путь будет тем самым учитывать все эти измерения, придя таким образом к более всеохватному и эффективному подходу — в отношении и «я», и «мы», и «оно» — или самости, культуры и природы.
Если вы оставите за бортом науку, или искусство, или мораль, чего-то всегда будет не хватать, что-то всегда будет не работать. Самость, культура и природа либо освобождаются вместе, либо никогда не освобождаются. Настолько фундаментальны эти измерения «я», «мы» и «оно», что мы называем их четырьмя секторами и основываем на них интегральные концептуальные рамки, или ИОС. (Мы получаем «четыре» сектора посредством разделения «оно» на единственное число — «оно» — и множественное число — «они», — что мы рассмотрим ниже.) Несколько рисунков позволят разъяснить основные вопросы.
Для того, чтобы описать применительно к жизни все эти четыре сферы, возьмем отдельную мысль, скажем, мысль пойти учиться.
Само возникновение этой мысли - это то, что я реально переживаю, это сама мысль, внутренняя мысль и ее смысл — символы, образы. Я познаю свой разум, свое сознание прямо, непосредственно и внутренне.
Это Верхний Левый угол, внутреннее индивидуальное.
В то время как у меня имеется эта мысль, в моем мозге, конечно, происходят соответствующие изменения — растет уровень дофамина, ацетилхолин перескакивает через синапсы, активизируются мозговые бета-волны, и тому подобное. Все это поддающиеся наблюдению виды поведения в моем мозге. Заметьте, что хотя мой мозг находится «внутри» моего организма, он все равно не входит в мою реальную внутреннюю осведомленность. Мой мозг — это объективный, физический, биоматериальный орган, познаваемый объективным и эмпирическим образом
Это Верхний Правый угол.
Вернемся к самой внутренней мысли - Верхний Левый угол: заметьте, что она имеет смысл только в контексте моей культурной среды. Если бы я говорил на другом языке, мысль строилась бы из других символов и имела бы совершенно другие значения. Суть здесь в том, что сами мои мысли возникают в культурной среде, которая придает им структуру, смысл и контекст, и на самом деле я не смог бы даже «говорить с собой», если бы не существовал в сообществе индивидов, которые также со мной разговаривают. Таким образом, культурное сообщество служит внутренним фоном и контекстом для любых индивидуальных мыслей, которые могут у меня возникнуть. Мои мысли не просто появляются в моей голове ниоткуда — они попадают в мою голову из культурной среды. Сколь далеко я бы не выходил за пределы этой среды, я никогда не смогу полностью ее избежать, и без нее у меня вообще бы не могло развиться мышление..
То есть, мое индивидуальное мышление существует только на необъятном фоне культурных практик, языков, смыслов и контекстов, без которых я, фактически, не смог бы сформировать вообще ни одной собственной мысли.
Это Нижний Левый угол - внутреннее коллективное, интерсубъективное пространство разделяемых культурных контекстов.
Однако сама моя культура — это не просто нечто бестелесное, парящее в идеалистическом пространстве между небом и землей. У нас есть материальные компоненты. Все культурные события имеют социальное проявление. В число этих конкретных социальных компонентов входят различные виды технологии, производительные силы (садоводческие, аграрные, индустриальные и т.д.), конкретные институты, общепринятые законы и правила, геополитические положения и т.п.
Это Нижний Правый угол, система общественного действия. Все эти конкретные материальные компоненты — реальная социальная система — играют важную роль, помогая определению типов культурного мировоззрения, в рамках которого будут возникать мои собственные мысли.
мысль "а не пойти ли мне учиться" = образы, чувства, переживания из собственного Я
деятельность мозга - импульсы и пр, возникающие при мысле . моя физиология
Моя культурная среда - контекст для мысли
Социальная система.
Куда мне пойти учиться?
Так что моя якобы «индивидуальная мысль» в действительности представляет собой феномен, которому внутренне присущи (по меньшей мере) эти четыре аспека:
4. Интенциональный
5. Поведенческий
6. Культурный
7. социальный
Мы движемся по холистическому кругу:
социальная система будет оказывать сильное влияние на культурное мировоззрение, которое будет устанавливать пределы для индивидуальных мыслей, которые у меня могут быть, и, которые, в свою очередь, будут отражаться на физиологии мозга. И мы можем двигаться по этому кругу в любом направлении. Все они взаимосвязаны. Все они взаимно определяют друг друга. Все они выступают в качестве причин и следствий друг друга.
Секторы, понятие, которые мы не открыли в предыдущей главе — это просто внутреннее и внешнее индивидуального и коллективного, и мысль состоит в том, что все необходимо включать в рассмотрение четыре сектора, если мы хотим быть настолько интегральными, насколько возможно.
ИНДИВИДУЛЬНОЕ |
ВНУТРЕННЕЕ
|
ВНЕШНЕЕ
|
Индивидуальное Субъективное (Интенциональное) |
Индивидуальное Объективное | |
правда
Духовные практики |
истина
| |
Я |
оно | |
КОЛЛЕКТИВНОЕ |
мы |
оно |
Справедливость Отношения - с семьей, друзьями, чувствующими существами вообще, превращение отношений в часть собственного личностного роста, децентрализация «Я».
|
функциональное соответствие
| |
Культурное .Межличностное. |
Социальное. Межобъективное |
Интегральная модель – это собранные вместе все сектора, все уровни, все линии, все состояния, все типы. Все четыре сектора показывают рост, развитие и эволюцию. Иными словами, все они показывают какие-нибудь стадии, или уровни, развития.. Это происходит повсюду в естественном мире.
В верхнем левом секторе, или «я», например, самость раскрывается от тела к уму и затем к духу. В верхнем правом секторе телесная энергия феноменологически расширяется от грубой к тонкой и затем к причинной.
В нижнем левом секторе «мы» расширяется от эгоцентризма к этноцентризму и затем к мироцентризму.
Это расширение группового сознавания позволяет социальным системам — в нижнем правом секторе — расшириться от простых групп к более комплексным системам, вроде наций и в конце концов даже к глобальным системам.
Линии развития имеются во всех четырёх секторах, но поскольку мы концентрируемся на личном развитии, посмотрим на то, как некоторые из этих линий проявляют себя в верхнем левом секторе. Как мы видели, существует более дюжины различных множественных способностей, или линий развития. Некоторые из наиболее важных линий:
1. когнитивная линия (или сознавание того, что есть)
2. моральная линия (сознавание того, что должно быть)
3. эмоциональная, или аффективная линия (спектр эмоций)
4. межличностная линия (как я социально отношусь к другим)
5. психосексуальная линия, которая в своём наиболее широком значении означает весь спектр Эроса (от грубого до тонкого и далее до причинного)
6. духовная линия (в которой «дух» рассматривается не просто как Основание и не просто как высшая стадия развития, но как отдельная раскрывающаяся линия)
Все эти линии развития могут проходить через основные стадии или уровни.
Состояния происходят во всех секторах (от состояний погоды до состояний сознания). Например: состояние сознания в верхнем левом секторе -бодрствование, сновидение, глубокий сон и на энергетических состояниях в верхнем правом секторе - грубое, тонкое, причинное. Если какое-то из них превратится в постоянное приобретение, они станут стадиями, а не состояниями.
Помимо этого во всех секторах существуют и типы - мужественные и женственные в том виде, в каком они проявляются у отдельных людей. Польза тех или иных типологий в том, что они способны помочь нам лучше понять себя и других
Для упрощенного понимания интегральная модель может быть сокращена до «всех секторов, всех уровней» —где секторами, к примеру, являются самость, (Я) культура (МЫ) и природа (ОНО), а уровнями — тело (1), ум (2) и дух(3), так что мы говорим, что интегральный подход включает в себя культивирование тела, ума и духа в себе, культуре и природе.
Интегральный модель в бизнесе .
Интегральная система как карта ресурсов для развития может успешно применяться в бизнесе. Секторы предоставляют нам четыре «среды» или измерения, в которых должен выжить продукт, а уровни дают нам типы ценностей, которые будут производить и покупать данный продукт. Сегодня есть четыре основных теории бизнес-менеджмента (теория X, акцентирующая внимание на индивидуальном поведении; теория Y, фокусирующаяся на психологическом понимании; культуральный менеджмент, акцентирующий внимание на организационной культуре; и системный менеджмент, делающий основной акцент на социальных системах и их управлении).
Эти четыре теории управления в действительности представляют четыре сектора, и интегральная модель обязательно должна включать все четыре подхода. Если добавить сюда уровни и линии, то можно получить невероятно богатую и изысканную лидерскую модель, которая без сомнения будет самой всеохватной из всех ныне существующих.
Универсальность и уникальность интегральной модели доказывает ее логическое сходство с системой 4-х «P» маркетинга (Product, Price, Promotion, Place) Филиппа Котлера – фундаментом маркетинга. У Котлера маркетинговый процесс состоит из постоянно анализа, планирования, реализации и контроля в области Продукта – Product (товарного ассортимента), Цены - Price (ее объективность потребностям рынка), Сбыта Promotion (методы и способы сбыта), Рынка –Place (целевая аудитория). Система Ф. Котлера также не разбивается на индивидуальные сектора. Каждый сектор здесь – это только часть единой системы, которая эффективна при комплексном рассмотрении.
Product
|
Price
|
МЫ
|
ОНИ
|
Для успешного развития бизнеса необходимо постоянно анализировать, планировать, реализовывать и контролировать все аспекты бизнеса, в нашем случае маркетинга. Такой бесконечный круг – последовательность получил название «колесо маркетинга». Для полного осознавания реальной ситуации в бизнесе нам необходимо применять наше знание о интегральной матрице - анализировать. В работе - планировать, действовать, отслеживать корректность действии и снова анализировать. И с каждым разом проходя «колесом маркетинга» по интегральной матрице – расти, становиться успешнее и лучше во всех проявлениях – во всех 4-х квадратах, создавая спираль своего развития.
Интегральная модель в карьере.
В этой ситуации важно разобраться в разнице между состоянием и уровнем развития. Можно часто видеть, как путаются эти понятия в сознаниях, тем самым, вызывая ложное представление о реальности и о своей личности. Трансперсональные практики, холотропные сессии, глубокие медитативные процессы, наркотики способны давать человеку переживания высоких состояний сознания. Но если по линии развития личность находится на низкой стадии и не осознает пережитый процесс, то внутренней работы – роста не происходит либо он происходит очень медленно. Такой человек начинает подменять понятия выдавая само переживание высокого состояния за высокое состояние своего развития. Более того, в стремлении к высокому – к частым переживаниям этого опыта человек оставляет свое профессиональное развитие, тем самым выходя за пределы работы интегральной модели, а значит ломая собственную целостность. Поэтому, когда мы говорим о успешной целостной личности необходимо помнить про оценку себя во всех четырех квадратах и совершенствоваться во всех секторах и линиях одновременно.
Если Ваши дела не становятся лучше, значит они становятся хуже»
Пэт Райли
Знания, личный осознанный опыт способности потенциал и таланты наклонности
|
Образование (школа, ВО, научные степени)
| |
МЫ
|
ОНИ
|
Предложенная схема наглядно демонстрирует как в интегральной системе возможно работать с постоянным профессиональным и карьерным ростом.
Как мы смогли увидеть, интегральная система К. Уилбера – это нейтральная система координат. Ее можно использовать для внесения большей ясности, заботы и всеохватности практически в любую ситуацию, повышая вероятность успеха независимо от того, измеряется ли успех в терминах личной трансформации, социального изменения, преуспевания в бизнесе, заботы о других или попросту счастья в жизни.
5. Кундалини йога – современная и эффективная практика в управлении собственной жизнью.
«Целостность – это гармоничное слияние физических, эмоциональных, ментальных и духовных аспектов благополучия, а также социальная ответственность.»
Френсис Воон.
В предыдущей главе мы рассмотрели систему, которая наглядно демонстрирует способ увидеть и использовать полный - целостный диапазон ресурсов человека.
Кундалини йога с точки зрения системы К. Уилбера позволяет в практике работать со всеми линиями развития личности, тем самым создавая целостную личность.
Метод Кундалини йоги дает переживание своего собственного уникального опыта, что позволят добраться до источников многих переживаний нашего сознания и в итоге привести человека к осознаванию самого себя.
Регулярное выполнение практики приводит к тому, что энергии внутри нас перераспределяются, меняют свое направление. Помимо сильной и гибкой физической формы, мы приобретаем новое качество нашего ума. Многие вещи, что происходили с нами раньше, предстают в новом свете. Как будто границы нашего восприятия и осмысления расширяются. Мы становимся осознаннее и объемнее.
Кундалини йога – это скорейший путь к трансформации, озарению, путь к единству и гармонии тела, ума и души. Это в основе своей индивидуальный процесс самосовершенствования каждого человека.
Во время занятий мы принимаем асаны, выполняем динамические упражнения, используем определенные способы дыхания, делаем телесные замки. Мы поем мантры, складываем руки и пальцы в сакральные мудры. Мы фиксируем положение глаз, входим в медитации. Все эти практики, сформированные в комплексы упражнения (крии), оставил нам Учитель Йоги Бхаджан.
Кундалини йога, в том виде как ей обучал Йоги Бхаджан, сочетает в себе все другие виды йоги.
"Йоги Бхаджан говорил, что существует 22 основные формы йогической практики. И в каждой из них подчеркивается та или иная грань целого. Некоторые делают ударение на использовании формы тела, как в Хатха йоге, другие подчеркивают использование звука, как в Мантра йоге, или визуальных форм, как в Янтра йоге. Хорошим образом, описывающим эту ситуацию, является бриллиант. Разные формы практики можно уподобить его граням. Бриллиант прекрасен. Отдельные грани его отшлифованы так, что свет преломляется сияя на них, привлекая ваше внимание и открывая разные измерения. Кундалини йога – это сам бриллиант. Если посмотреть на него с какой-то стороны – вы увидите грань. Но если вы по-пытаетесь понять весь кристалл через эту отдельную грань, вас ждет неудача, ваше понимание будет поверхностным и неполным. Именно в этом кроется разгадка, ключ к особой трансформирующей силе Кундалини йоги. Она открывает пути исцеления и изменения в обход возможных препятствий..»
5.1. Почему именно Кундалини йога?
«Путем замедления, релаксации и мягкого раскрытия органов чувств, через йогатерапию, мы можем научиться развивать эти ресурсы, затем мы обнаружим, что можем исцелять свои тело и ум посредством чувства, пропущенного через физическое тело. Уменьшив хроническую зажатость мышц и ума, мы повысим нашу чувствительность к тонким качествам чувства и воплотим их в энергетическом и свежем опыте, обогатив их, так что они начнут расти, как сильные побеги»
Б.К.С. Айенгар
Кундалини Йога - представляет возможность избавиться от искаженного видения действительнсоти, предлагающего отдельное существование субъекта и объекта, себя и другого, и войти в непосредственный контакт с жизнью.
Кундалини Йога - интегративная телесно-ориентированная психотехнология, идеально подходящая, как основа системы преодоления кризисных и стрессовых состояний, поскольку действует на всех уровнях человеческого организма – физическом, психическом, ментальном и духовном. Это в основе своей индивидуальный процесс самосовершенствования каждого человека.
Кудалини Йога – это методика, работающая с универсальными человеческими затруднениями, порождаемыми умом каждого человека. Позволяет эффективно решать широкий спектр задач, возникающих перед человеком, живущим в эпоху сверхскоростей и стресса. Например, комплексы с названиями, которые говорят сами за себя: «высвобождение накопленной боли», «высвобождение энергии для борьбы с депрессией», «зарядитесь энергией жизни» и т.д. Помимо этого стоит отдельно отметить целительное воздействие кундалини йоги на нервную и эндокринную систему человека. «Кундалини – это энергия, пробуждающая и связывающая между собой систему желез и нервную систему так, что весь мозг начинает принимать и обрабатывать информацию».
Кундалини йога – это практика осознания, которая дает возможность человеку самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, не передававя это права другому – психотерапевту, священику. Занимаясь кундалини йогой, развивается способность наблюдать свои желания, эмоции, мысли, ощущения. Что позволяет лучше понимать себя, постоянно работая с осознаванием своих целей и предназначения.
Кундалини йога - это социально адаптированная йога. Практика не требует специальной подготовки, глубокого понимания философии йоги и погружения в эту систему. Это идеальный способ быстро восстановить свои жизненные ресурсы, для того, чтобы ярко проявляться в повседневной жизни, будь то семья, работа или любимое дело. Новый уровень осознанности, вдохновение и здоровье, черпаемые из практики, позволят соответствовать быстрому ритму современного человека и его задачам, взамен апатичной и бессмысленной жизни зависимого человека.
Кундалини йоги – это быстрая методика. На то, что в других практиках требуется 20 лет, в Кундалини йоге уходит не больше года. Если человек находится в хорошей физической и ментальной форме, позволяющей ему войти в процесс, то за 40-90 дней практики с полной концентрацией, он может трансформировать себя с помощью Кундалини йоги.
Кундалини йоги – это комплексный целостный метод.
5.2. Кундалини йога – как телесно –ориентированная интегративная психотехнология
1. физическом и психофизическом
работа с физическими, соматическими последствиями стрессов
5. удовлетворение потребности личности в трансцедировании - нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятия права на «воплощенное существование», «примирение человека с Богом», «просветление», и «второе рождение»
Кундалини Йога воздействует на человека на следующих уровнях
a. работа с телом (крийи - набор упражнений с заранее заданным эффектом, пранаяма)
b. индивидуально-психологическом (дыхательные техники погружения, медитации, направленные визуализации, произнесение аффирмаций, игротехники )
c. социально - психологическом (практики коммуникации «глаза в глаза, парные практики)
d. психо - духовным аспектом (погружение в расширенные состояния сознания через медитации и дыхание, направленные крийи, практики мантр и молитв, ритуальные практики, садхана)
Многолетний опыт данной практики показывает системность, многомерность и целостность процесса, что подтверждает ее характеристики как интегративной психотехнологии – т.е. метода, который позволяет личности осознавая себя и свои возможности развиваться и достигать поставленных целей.