Глава 1. Что сказать?
Большинство йога-классов начинается со вступительного слова, которое может занимать от 5 до 20 минут. Во время этого вступительного слова студенты получают базовые сведенья о той крийе, которой посвящён урок, ментально и эмоционально настраиваются на неё. Подготавливая вступительное слово, нужно учитывать некоторые технические аспекты работы с текстом и речью.
Есть правило, которое работает относительно любого информационного текста: если туда вошли абсолютно все сведенья, которыми вы располагаете по теме, то текст неточный и плохой. Узость информационного поля говорит об отсутствии пространства для манёвра при публичном выступлении – скажем, когда придётся отвечать на вопросы или делать уточнения.
В чём-то преподавателю йоги везёт – например, в том, что у класса йоги уже есть готовая структура, тот костяк, на который мы наращиваем плоть из крий, медитаций и собственных слов. Структура обусловлена входными и заключительными мантрами, пранаямой, разминкой, крийей, шавасаной, медитацией… Это существенно облегчает жизнь, потому что единственная структура, которая действительно требует напряжённого обдумывания, это структура речи, сопровождающей занятие.
«Перевёрнутая пирамида» представляет собой один из основных принципов репортёрской журналистики. Это принцип «убывающего интереса»: сообщение начинается с наиболее существенного, опорного, а затем важность приводимых сведений постепенно уменьшается.Суть в том, что все главное должно стоять на первом месте.
Существует легенда, которая объясняет рождение такой странной архитектурной конструкции, как перевёрнутая пирамида. Родился такой метод в США, во время войны Севера с Югом (1861—1865). Телеграф на фронте был в руках военных, и они без особой охоты подпускали к нему корреспондентов. Поэтому журналисты, которых в любой момент могли выгнать, спешили сразу, в немногих строчках, передать в редакцию основную суть материала. Подробности сообщали по мере возможности, нередко в несколько приемов.
Йога-классы, конечно, проходят в более спокойной обстановке. Но нередко случается так, что времени на класс у нас меньше, чем мы рассчитывали (скажем, если предыдущая группа закончила занятие позже, чем обговаривалось в расписании). Если такой риск есть, лучше использовать структуру «перевёрнутой пирамиды»: всё самое главное мы сжато сообщаем вначале, а в ходе занятия постепенно выдаём менее значительные факты и пояснения.
Чтобы ничего не упустить, говоря о самом главном, можно использовать репортёрскую формулу составления текста, известную как 4W+1H:
what
where + how
when
why
В тексте должны быть учтены все пять пунктов. Возьмём, к примеру, речь, сопровождающую одну из самых простых крий – основной комплекс, улучшающий прохождение энергии вдоль позвоночника. Текст, например, может быть построен по схеме, в которой:
what – что (предмет): позвоночник и проблемы, возникающие в этой области;
where – где(место): «география» позвоночника, + где расположены наиболее уязвимые зоны;
why – почему(причина): почему возникают заболевания позвоночника
when – когда (время): влияние возраста на позвоночник;
how – каким образом (способ): методы облегчения кризисных состояний и профилактики их возникновения.
Если сразу обозначить структуру сложно, надо взять лист бумаги и написать на нём хоть что-нибудь, любую фразу или мысль, имеющую отношение к делу. Существует такое понятие, как страх чистого листа. Если говорить о журналистике или писательстве, то этот страх портит начинающему автору не меньше крови, чем самый несговорчивый собеседник или самый вредный редактор. Кажется, что непременно напишешь какую-то глупость, что вообще не знаешь, что сбираешься сказать группе, что не найдёшь нужных слов. Чтобы преодолеть этот страх, надо сделать лист не таким чистым, не таким неприступным – написать на нём что-нибудь, любую мысль, любую фразу, хотя бы пару слов, даже не очень связанных по смыслу между собой. Нужно настраивать себя на то, что это – черновик, а не мраморная плита, на которой мы иссекаем фразу в золоте. Как показывает практика, «запачкать» лист означает снять напряжение. В дальнейшем строки, которые шли первыми, правятся, зачёркиваются, но на начальном этапе они дают нам отправную точку работе.
Можно просто написать вразброс буквы формулы и превратить каждую из них в гнездо, куда будут кучкой (или в столбик) складываться родственные факты. Это может подстраховать преподавателя от бессвязной, нелогичной речи. Также не следует забывать о том, что структурированная речь лучше держит внимание студентов.
Обычно публичное выступление принято разбивать на несколько частей: введение (постановка темы), основная часть (развитие темы) и заключение. В ходе класса йоги вовсе необязательно делать какие-то развёрнутые выводы. Практика позволит каждому вынести своё собственное заключение, пройдя крийю. Роль точки в данном случае будет играть совместное пение заключающей мантры.
В роли введения может выступать как речь, продуманная заранее, так и диалог со студентами, который деликатно подведёт группу к теме крийи.
Речь, продуманная заранее, может начинаться прямо: «Сегодня мы поработаем с той частью тела, которая является основой всего нашего организма и нуждается в усиленной работе, особенно если вы ведёте в основном сидячий образ жизни. Я говорю о позвоночнике».
Диалог начинается с вопросов к группе – как люди себя чувствуют, какую практику хотели бы получить, что даётся им сложно, а что легко. Среди полученных ответов наверняка найдётся что-то, за что можно зацепиться и перевести тему в нужное «позвоночное» русло. Кроме того, такой подход означает налаживание контакта сразу, и мы получаем некоторую обратную связь ещё до начала крийи. Если же в ответах уцепиться не за что, можно ответить честно: «я не знаю, насколько сегодняшняя практика будет соответствовать вашему внутреннему запросу, но…» и дальше гнуть свою линию – если, конечно, не возникнет желания\необходимости пойти классу навстречу.
В основной части требуется дать информацию о том, что же такое позвоночник, каковы его функции и как о нём можно позаботиться.
Подготавливая эту часть речи, нужно учитывать следующее важное правило.
Никаких «всех» не существует. Если мы обращаемся ко всем, то на самом деле нас не услышит никто. Нужно хотя бы приблизительно представлять себе, какие люди могут прийти к нам на класс – и что именно их могло на класс привести.
Примеры возможной мотивации:
- подтянуть фигуру
- позаботиться о здоровье в целом
- быть в модном тренде
- удовлетворить потребность в экзотике
- расширение круга общения
- духовный поиск.
Понимая потребности студентов, нужно выстроить свою речь таким образом, чтобы она отзывалась на их внутренние мотивы.
Так, для тех, кто заинтересован в хорошей форме и улучшении физического состояния, будет важна информация о том, как устроен позвоночник, сколько в нём позвонков, что такое межпозвоночные диски и почему они должны хорошо снабжаться межтканевой жидкостью, откуда берётся межпозвоночная грыжа и защемление нерва, как на состояние позвоночника влияет лишний вес и так далее. Эта информация будет близка и понятна людям с ментальным и прагматичным умом, для которых йога это, в первую очередь, физическая дисциплина.
Тем, кто больше интересуется философскими аспектами йоги, можно дать некоторую информации о «тонкой» анатомии позвоночника, об энергии кундалини, которая дремлет у его основания, о том, как практика помогает пробудить эту энергию, поднять её вверх, разбудить все чакры и максимально реализовать дремлющие в нас способности к любви, состраданию, творчеству, интуиции, осознанию и связи с божественным. Эти слова найдут отклик в душах тех студентов, которые склонны воспринимать мир не логически, а более эмоционально и интуитивно.
Тем, кто пришёл ради расширения круга общения, важно почувствовать свою общность с группой, что, в принципе, на начальном этапе достигается использованием местоимения «мы». Впоследствии таких студентов следует активнее вызывать в диалог, можно конкретным вопросом «как вы себя чувствуете?».
Что касается тех, кто пришёл на классы йоги под влиянием моды, то их первичный запрос обычно удовлетворяется на стадии внешнего антуража – одежды для йоги, оформления зала, музыки, сидения на ковриках в простой позе и т.п. Поскольку «модный» запрос – один из самых нестойких, то, если студент решит оставаться в практике, то довольно скоро он придёт или к «физической», или к «философской» мотивации, или же к обеим сразу.
Надо учитывать, что вышеперечисленные мотивации не являются взаимоисключающими, поэтому слово, обращенное к «материалистам», может быть полезно и важно для «мистиков», равно как и наоборот. Хотя по реакции зала на речь преподавателя обычно видно, ученики какого типа преобладают на занятии, и можно строить свои следующие высказывания, учитывая это.
Работа с речью подразумевает снятие блоков, которые не дают нам говорить уверенно, убедительно – ну или хотя бы внятно и достаточно громко, так, чтобы студенты нас слышали и понимали. Здесь могут помочь две вещи. Первая – упражнения для дикторов, которые позволяют прочувствовать свой речевой аппарат (см. приложение 1). Вторая – чтение заготовок вслух. Идеальный вариант – чтение перед зеркалом. Это упражнение часто рекомендуют тем, кто учится выступать на публике. Многие считают его довольно противным – и справедливо. Зеркало тут же ополчается на нас, как будто нарочно сбивая с толку и лишая зачатков уверенности. Собственные движения кажутся чересчур суетливыми и какими-то дурацкими, выражение лица выглядит глупо, да и вообще чувствуешь себя сумасшедшим, зачитывая текст самому себе… Однако это очень действенная методика. Зеркало показывает нам наши промахи в манере держаться и создаёт стресс, равный тому, который ждёт нас при публичном выступлении – потому что для многих из нас нет более строгих судей, чем мы сами.
Если подготовка речи – непривычное дело, то желательно после того, как всё продумано, отложить черновик в сторону хотя бы на пять минут, чтобы отвлечься. Потом посмотреть на свой план занятия отдохнувшими глазами и выловить мелкие недочёты, которые могут повредить занятию. Среди них:
- упор только на физиологический или только на эзотерический аспект будущего класса.
- лишние детали, которые мешают целостности урока, но выкинуть сразу их рука не поднялась (рыли-рыли информацию, а теперь выкидываем).
- обилие непонятных йогических терминов, которые могут остаться нерасшифрованными. Новички не знают, что такое мулабандха и махабандха, а в названиях чакр и энергетических каналов может запутаться даже опытный студент. То же самое касается и мантр – отнюдь не все студенты готовы медитировать на непонятные сочетания звуков.
- сухая подача сложных явлений или действий. Сложные явления нуждаются в гарнире из метафор, их поясняющих.
Эти явления опытному практикующему могут, кстати, и не казаться сложными. Например, корневой замок. Когда студент слышит рекомендацию «втяните в себя мышцы промежности, ануса и пупка», у него может возникнуть ступор, потому что он не чувствует этих мышц, не знает, как ими управлять и зачем это делать. Но ему может помочь какой-то вполне бытовой метафорический образ. Мне помогает абсолютно непоэтическая метафора – образ тюбика с зубной пастой. Я говорю, что мы сжимаем эти мышцы и подталкиваем энергию вверх так, как будто хотим выдавить пасту из основания тюбика. И это работает, потому что если с подъемом энергии по позвоночнику знакомы не все, то уж выдавливать зубную пасту из заканчивающегося тюбика умеет каждый.
Если работать с метафорами поначалу сложно, то следует воспользоваться методом, который предлагают журналистам-новичкам:
Хочу заметить, что человек научится хорошо писать, если создаст нечто похожее на бабушкин чердак. Он должен коллекционировать слова, фразы, образы; собирать цвета, запахи, звуки, движения, качества; культивировать в себе особое восприятие обыденных вещей: спущенной шины, перегоревшей лампочки, разорванного кружева, оброненной записки, последнего удара судьбы, чувства тошноты у человека, окончательно выбившегося из сил... Мы накапливаем эти кусочки и обрывки, зная, что когда-нибудь они нам пригодятся.
Джеймс Дж. Кнлпатрик
(из бюллетеня Американского общества редакторов газет).
- наличие слишком длинных предложений в черновике.
Вредно, потому что:
а) может быть трудночитаемо в классе, можно запутаться;
б) слушатель проще переваривает информацию, которая подаётся порционно: «одна мысль = одно предложение».
«Высший пилотаж»: учитывайте воздействие на психику, которое оказывает сама структура предложения.
Если у нас энергичная крийя, то лучше давать инструкции, опираясь в основном на существительные и глаголы (например, «тяните позвоночник», «прогибайте поясницу», «задержите дыхание», «установите ритм»). Такая конструкция лучше всего создаёт “картинку” в воображении слушателя, заставляя его двигаться с большей отдачей. Кроме того, в этом случае лучше использовать действительный залог глагола – то есть «тяните» а не «тянется», «прогибайте», а не «прогибается» и т.д. Действительный залог глагола более энергичен, чем страдательный.
С прилагательными («уверенное движение») и наречиями («двигайтесь быстро»). Нужно быть аккуратнее. Когда их слишком много, они мешают восприятию, и человек вместо того, чтобы двигаться быстро, начнёт прислушиваться и замедляться.
Зато если у нас расслабляющая крийия или шавасана, то тут уместно и обилие наречий с прилагательными, и страдательный залог: сравните «расслабьте тело» (что подразумевает волевое усилие) и «тело медленно, мягко, постепенно расслабляется» (что подразумевает наблюдение за процессом, подталкивает к тому, чтобы отдаться потоку).
Понятно, что невозможно строить речь на глаголах только одного типа (или залога), но лучше держать эти нюансы в уме, и, когда мы побуждаем группу пройти через трудные места в крийи, лучше оперировать действительной формой залога, а когда наступает время расслабления – страдательной.
- недостаток предыстории. Особенно важен, если класс идёт по некой схеме занятий – например, идёт по чакрам или по телам. Если уроки идут связанным циклом, каждый из них всё равно должен стоять на собственных ногах.
Не всегда студенты посещают все классы последовательно, могут и пропускать какие-то уроки Могут приходить новые студенты, которые просто не знакомы с темой. Для них надо в общих чертах обрисовать картину происходящего, чтобы ни не чувствовали себя дезориентированными и обеспокоенными тем, что чего-то не понимают.
Если говорить о простом классе, не связанном с предыдущим и последующим, то не помещает дать какую-то общую информацию о кундалини-йоге как таковой. Это простраивает в сознании некое целостное восприятие занятий, снимает ощущение «я тут непонятно что делаю».
- нехватка новых сведений.
Если в зале есть опытные ученики, то некоторые из них могут заскучать, делая уже известную практику. Поэтому лучше добавить в своё выступление несколько фактов, о которых ранее ничего не говорилось – для того, чтобы занятие было интересно всей группе.
- неспособность запомнить то, что написал.
Читать с листа – это страшное занудство, и группе, конечно, это не понравится. Кроме того, если намертво привязаться к форме сказанного, не останется места для импровизации, для того, чтобы учитывать настроения группы. Поэтому лучше проверить, помнишь ли основные тезисы, чтобы заглядывать в бумажку время от времени, а не вцепляться в неё мёртвой хваткой.
- отсутствие наглядных пособий.
Тут можно не волноваться, потому что наше главное наглядное пособие это наше тело, его мы вряд ли забудем принести с собой на класс. Важно просто отметить про себя, как именно мы будем показывать то или иное упражнение (некоторые асаны нагляднее демонстрировать сбоку, некоторые требуют, чтобы мы обозначили векторы натяжения и т.п.)
Правда, лично я чувствую себя наиболее уверенно, если класс позволяет мне использовать ещё какие-то наглядные пособия, потому что они всегда играют на руку, помогая удерживать внимание студентов – но об этом в следующей главе.
Пока же, продолжая речь о подготовке к занятию, скажу, что продумать своё выступление - недостаточно. Нужно самостоятельно пройти крийю и медитацию, которую собираешься давать на классе. Если такой опыт уже есть – хорошо, тогда достаточно пробежать материал глазами и уделить несколько минут на то, чтобы вспомнить нюансы.
Глава 2. Йога-помощь.
Йоги Бхаджан говорил, что учитель подобен солнцу – в том смысле, что он даёт свет, тепло, изгоняет тьму и расширяет горизонты. Но если мы устали, издёрганы, находимся в серьёзном стрессе, нет уверенности, что мы сможем оставить это за дверью, когда войдём в зал, то лучше выправить своё состояние с помощью практики.
В кундалини-йоге есть немало техник, которые могут нас поддержать. Вот примеры некоторых из них, распределённые по потребностям, которые могут возникнуть у преподавателя.
Для заземлённости:
Для баланса:
Для уверенности:
Для раскрытия сердца:
Для того чтобы свободнее выражать свои мысли:
Для развития интуиции:
Чтобы подзарядиться:
Для ясности ума:
Для коммуникации на высоком уровне1
Класс йоги: как эффективнее донести информацию и как услышать отклик.
Глава 1. Невербальная коммуникация
Любая коммуникация начинается ещё до того, как сказано первое слово. Так и на йога-классе: общение с группой начинается, когда мы только заходим в зал. Перво-наперво студенты оценивают то, как мы выглядим. Понятно, что у каждого в голове своя картинка идеального преподавателя – его внешности, фигуры, физической подготовки и т.п. Но есть нюансы, способные оттолкнуть даже того, под чью «картинку» подходишь. Это нечистоплотность (грязная голова, запах от тела, несвежая одежда) и неуверенность в себе. Бороться с нечистоплотностью легко, сложнее создать впечатление уверенности в себе. В этом могут помочь некоторые правила публичных выступлений.
Этот фокус мне подсказала дама, которая регулярно читает бизнес-тренинги. Публика там нередко настроена скептично и убеждена, что знает гораздо больше лектора. Однако слегка косолапящая, медленная походка (а когда мы косолапим, мы идем, раскачиваясь плечами = зрительно увеличиваем «свою» территорию) рождает ощущение, что перед ними выступает кто-то очень большой. Видимо, это ощущение – какой-то отголосок доисторической памяти. Но, так или иначе, приём работает, и его можно использовать, в том числе, на классах йоги.
Чтобы не потеряться в своих ощущениях, лучше концентрироваться на вещах, позволяющих нам чувствовать свою основу – и основательность, то есть вес. Его можно ощутить, надавив стопами на пол или же почувствовав центр своего тела в районе живота, помогает почувствовать свой вес как личности. Это ощущение легче поймать, если периодически делать упражнения на заземление2.
Первые минуты в зале лучше провести молча, расстилая ковёр, раскладывая бумажки, подключая аудионосители, проверяя, открыты-закрыты ли окна, работает ли кондиционер и так далее. Раскладывание бумажек, проверка кондиционеров и прочее говорит о том, что инструктор контролирует пространство.
Если в зале есть своеобразный помост для преподавателя, это плюс в том смысле, что мы, слегка возвышаясь над остальными, уже занимаем лидерскую позицию и привлекаем к себе внимание. Если помоста нет и группа новая, то некоторое время можно провести стоя. Такое положение может быть не очень психологически комфортным для самого инструктора, зато оно помогает в выстраивании субординации преподавателя с незнакомой (и, вполне возможно, критически настроенной) группой.
Суетливость покажет нашу неуверенность, поэтому лучше проследить за тем, чтобы двигаться медленно и основательно.
Йоги Бхаджан пишет:
«Невербальное общение проявляется, как правило, непроизвольно. Существует множество невербальных элементов коммуникации. Один из них это поза и движение, то, как мы перемещаемся из одного места в другое. Неуверенные движения говорят о чувстве неуверенности, ухода в себя и предрассудках. Стоя ровно, мы говорим о своей уверенности в себе и своих словах»3.
Когда все сидят на своих местах и готовы слушать, не спешите начинать лекцию. Спокойное молчание играет преподавателю на руку, поскольку даёт ощущение того, что он владеет ситуацией и акцентирует внимание на том, что будет сказано далее.
Глава 2. Начинаем говорить.
Первые пять минут речи – самые главные, но не стоит пускаться с места в карьер, надо дать группе немного времени, чтобы она окончательно приготовилась слушать. Вводной частью занятия может служить то, что преподаватель говорит, как его зовут, приветствует собравшихся, интересуется, есть ли в классе новички и напоминает о противопоказаниях к занятиям кундалини-йогой.
Продолжая животные аналогии, скажу, что в первые пять минут речи (и именно поэтому они обязательно должны быть отрепетированы) стая оценивает вожака, прикидывая, стоит его слушать или нет. Поэтому лучше говорить медленно, так, чтобы в каждом слове ощущался вес. Также важно, чтобы в эти первые пять минут мы успели сказать то, что зацепит студентов, даст им понять, что они пришли по адресу, что они получат ответ на свой глубинный запрос. Тут пригодятся заготовки, которые делаются, исходя из возможной мотивации участников группы (см.предыдущую главу).
Для некоторых студентов наши бумажки, в которые мы вцепляемся, как в спасательный круг, это сигнал о нашей некомпетентности. Если таких человек несколько, на это можно и не обращать внимания, но если вся группа сложная и капризная, можно пойти на небольшой фокус. Берём и просто откладываем бумажки в сторону и говорим: «Вы знаете, я тут готовился к занятию и много хотел сказать, но сейчас мне хочется поговорить о другом». Говорить при этом можно, придерживаясь своих тезисов, можно через 5 минут взять бумажки обратно – но мы добьемся того, что группа навострит уши: «Что это нам хотят сказать такого неожиданного? А что хотели сказать, но не сказали?» - какая-никакая, а интрига.
Другой способ создать интригу – выдать какой-нибудь неожиданный, в идеале – провокационный факт. Те, кто был на лекции Сергея Агапкина по пищеварительной системе, наверняка помнит, какой эффект на нас произвело его заявление о том, что ЖКТ на самом деле не является внутренними органами человека. Эти слова вызвали в группе бурное эмоциональное «не верим» – и намертво приковало внимание к лекции.
Если говорить о крийе для спинальных энергий, выбранной для примера, то здесь в роли провокационного заявления могут выступить слова о том, что у людей может быть разное количество позвонков, и их число зависит от длины хвоста4.
Как было сказано выше, лучший способ удержать внимание – яркое провокативное высказывание. Но на одних провокациях класс не построить – понятно, что львиная доля выступления для большинства студентов, которые регулярно ходят на класс, будет состоять из уже известных фактов. Чтобы удержать их интерес, можно использовать несколько крючков.
Говоря о спинальных энергиях и о том, как они влияют на наш возраст, можно вспомнить, например, о стволовых клетках. О них наверняка слышали все – пресса регулярно пишет о том, что стволовые клетки применяют в клонировании и других новых направлениях медицины, связанных с регенерацией и омоложением. Их называют «первоклетками» организма, поскольку из них может вырасти ткань любого органа – костей, печени, кожи. У младенца стволовых клеток больше всего, но с возрастом их количество снижается, а после 25 лет начинает сокращаться, и наше тело начинает стареть. У взрослого стволовые клетки базируются в позвоночнике – то есть в той зоне, которую стимулирует крийя для спинальных энергий. И, хотя здесь нельзя провести никаких железобетонных аналогий, можно говорить о том, что йога предлагает свой вариант влияния на те механизмы, которые современная наука только-только начала исследовать.
Сюда же можно отнести такой приём, как сопоставление мнений. Например: «медицинская анатомия гласит, что…. А йога о строении человеческого тела говорит так:… »
Многие лекторы задают в ходе текста вопрос, на который сами же и отвечают. Они используют этот приём, потому что любой вопрос (кстати, наверняка не случайно графический символ вопросительного знака так напоминает крючок) цепляет внимание слушателей. Если есть вопросы у аудитории – это вообще прекрасно: с одной стороны, преподаватель смог заинтересовать слушателей, с другой – у него есть лишний «крючок».
Суетиться это одно, а сделать эмоционально прочувствованный жест, который усилит эффект от сказанного это совсем другое. С жестами, как мне кажется, больших проблем возникнуть не должно: известный факт, что Россия из тех стран, где люди разговаривают не только языком, но и руками.
Смысловая пауза, разбивающая текст и дающая задуматься над тем, что уже сказано и ещё будет сказано, смена интонации, темпа и громкости (если класс шумит - эффективнее в сторону убавления)
Излишняя серьёзность очень утомительна и утяжеляет восприятие, поэтому если есть повод пошутить и посмеяться – надо им с удовольствием пользоваться.
Не так тонко, как предыдущие приёмы, но тоже годится – особенно в тех моментах, когда нам действительно важно подчеркнуть какой-то аспект упражнения (особенно неочевидный).
Как уже говорилось, главное наглядное пособие – это тело самого инструктора. Но если, например, вдобавок есть картинка позвоночника и строения позвонка – это очень хорошо: можем наглядно показать, где там лордоз, где кифоз, что такое межпозвоночный диск и почему-таки там бывает грыжа.
Это действенный крючок, потому что мало вещей интересует человека так сильно, как он сам – а тут есть возможность посмотреть, как выглядишь изнутри. Вроде бы чего тут сложного – схему строения скелета может посмотреть каждый и вне класса йоги. Но не у всех был повод заинтересоваться, как выглядит позвоночный столб. К тому же в ходе класса мы сочетаем теорию с практикой, когда упражнения становятся более понятными и наглядными. Скажем, сначала мы показываем, как выглядит поясничный отдел, а позже, когда начнутся прогибы этого отдела, акцентируем внимание учеников: «почувствуйте, как эта конструкция работает внутри вашего тела».
Пункт, последний по счёту, но не по значению. Все наши слова будут пустыми, если мы не будем говорить, исходя из своего собственного опыта, своих переживаний и ощущений. Это делает нас искренними, открытыми – одна из самых подкупающих вещей на свете. Если у нас есть это качество, то коммуникация с учениками выйдет на более высокий уровень, но об этом более подробно будет сказано ниже.
Глава 3. Конфликтные ситуации на классах йоги.
К сожалению, не все люди, приходящие на класс, настроены на занятие – порой (осознанно или нет) они ставят перед собой и другие цели. Например, получить заряд энергии, стягивая всё внимание не только преподавателя, но и группы только на себя, от препирательств - а то и скандала – с инструктором.
Скажу сразу, что у меня не было опыта открытого конфликта со студентами. Была ситуация, которую можно отнести к разряду скрытых конфликтов. Я заменяла преподавателя-мужчину, и на класс пришла женщина, которая была весьма разочарована этим фактом (позже выяснилось, что она вообще никогда не посещает занятия женщин-инструкторов, поскольку не считает преподавателей-женщин авторитетом для себя). Она просто легла на живот и заснула, проспав всё занятие. Дл меня и для остальной группы это прошло практически безболезненно – она никому не мешала. Но бывает и так, что некоторые студенты создают ситуации, мешающие ходу занятия. Методы купирования таких ситуаций мне подсказали люди, занимающиеся преподаванием (не только преподаванием йоги), а также ведением бизнес-тренингов. По их словам, «буянов» обычно видно сразу, и ни в коем случае нельзя их игнорировать. Тому есть две причины. Первая – сами «буяны», которые будут прилагать всё больше и больше усилий, чтобы их заметили. Вторая причина - остальная группа, внимание которой мы наверняка потеряем. Дело в том, что любая провокация ярче даже самого блистательного выступления, поскольку провокация сама по себе является чем-то из ряда вон выходящим, а класс, как бы прекрасно он ни был построен, вещь запланированная. Поэтому провокация переключит внимание с преподавателя на провокатора. Часть группы может решить, что преподаватель некомпетентен, а часть может вознегодовать на провокатора и проникнуться к инструктору жалостью. Чем плох первый вариант, и так очевидно, но второй не особенно лучше, так как в любом случае внимание студентов приковано не к теме лекции, а к посторонним вещам.
Один из видов провокаторов – это люди, которые считают себя не менее, а то и более осведомлёнными, чем преподаватель, и горящие желанием это продемонстрировать. Выражается это в нарочито сложных вопросах с подковырками. Обезоружить таких людей можно, задав встречный вопрос: «А почему вас так волнует именно эта тема?»
Когда человек начнёт отвечать, станет ясно, чем он мотивирован. Скорее всего, несмотря на агрессивные ноты в поведении, тема для него является крайне насущной. Агрессия в таких случаях гасится тем, что мы даём человеку то, что он хочет – внимание к его проблеме и к нему самому. Выражается это фразой: «Спасибо вам, что обратили наше внимание на этот аспект, он действительно очень важен». Бывает так, что ответить на поставленный вопрос нечего – тогда можно честно признаться, что на данный момент не получится обсудить проблему максимально полно и пообещать сделать это в следующий раз.
Если владеешь информацией по теме, и она совпадает с основной линией лекции, то можно просто отвечать на вопрос без всяких реверансов. Если же затронутая проблема выпадает из общей канвы, то лучше спросить у остального класса, интересна ли она им. Если да – рассказывать (не забывая, впрочем, о том, что мы ограничены временем), если нет – сказать человеку, что бы подошёл после занятия, если у него будет желание, а у вас - время.
Впрочем, обычно буяна видно ещё до того, как он начал высказываться – его буквально распирает, он не может спокойно усидеть на месте, бурно реагирует на происходящее мимикой, жестами. Лучше отреагировать на него сразу: «Вы, я вижу, хорошо владеете темой. Может, вы хотите что-то сказать?» или «Похоже, что вас сильно волнует эта проблема, и если у вас есть вопросы, сразу задавайте». Казалось бы, мы даём человеку все карты в руки для того, чтобы пойти на нас войной, но на самом деле мы лишаем его внезапности, и он теряет львиную долю удовольствия от нападения, которое перестаёт быть неожиданным.
Если человек, настроенный на столкновение, всё же начинает громко высказываться и мешать занятию, отвечать ему надо медленно и тихо. Он начнёт прислушиваться, так как чтобы продолжать, ему нужно найти места в ответе оппонента, за которые можно уцепиться. Активное слушанье оттянет часть его внимания, снизит запал агрессии, и он тоже незаметно для себя начнёт говорить тише. Даже если это и не сработает, группа, так или иначе, будет видеть, кто контролирует ситуацию – тот, кто сохраняет хладнокровие.
Ну и, наконец, самый простой вариант – напомнить провокатору, что это он пришёл на класс к преподавателю, а не наоборот, и должен подчиняться общим правилам.
Это же, кстати, касается саботажников – тех, кто вроде бы ничего и не говорит, но намеренно игнорирует предписания преподавателя (разумеется, я не беру в расчёт те случаи, когда человек просто не может выполнять эти предписания). Если человек подчёркнуто игнорирует инструкции даже после нескольких замечаний, моно подойти к нему и сказать: «То, что вы делаете, представляет для вас опасность – и может представлять опасность для остальных, если они последуют вашему дурному примеру. Если вы продолжите игнорировать мои инструкции, я буду вынужден заявить об этом во всеуслышание». Молчаливые саботажники, как правило, вовсе не горят желанием «оказаться на арене», и на них такое предупреждение может подействовать.
Особая категория – люди, находящиеся в неадекватном состоянии и не способные из него выйти, дезориентированные и не способные встать на позицию внутреннего наблюдателя. Чтобы помочь ему, можно попробовать переключить канал. Если человек кричит, надо попросить его посмотреть в глаза и продержать визуальный контакт некоторое время – он замолчит. Ещё один вариант – прикосновение к плечу, это должно снизить уровень агрессии. Прикосновения (например, мягкое надавливание ладонью между лопаток) также помогают вывести человека из регрессии5. Но с прикосновениями надо быть весьма деликатными, помнить об этических аспектах такого вмешательства, о том, что касания должны быть чистыми, лишёнными сексуальной окраски, а также о том, что не рекомендовано прикасаться к человеку без его согласия6.
1 См. последнюю главу.
2 См. предыдущую главу.
3 Йоги Бхаджан «Коммуникация: обвинение или освобождение», изд. Yoga Press, 2009
4 Позвоночник человека состоит из 32-34 позвонков, соединенных между собой хрящами, суставами и связками или сросшихся.
Различают 5 отделов позвоночника:
* Шейная часть (7 позвонков)
* Грудная часть (12 позвонков)
* Поясничная часть (5 позвонков)
* Крестцовая часть (5 позвонков)
* Копчиковая часть (3-5 позвонков)
5 NB: не надо делать этого сразу, лучше дать ему побыть некоторое время со своими чувствами.
6 см. лекции Алёны Хромовой о принципах работы с группой.